В конце 2023 года Верховный суд внес в Госдуму другой законопроект, который содержит «более комплексное законодательное регулирование».

Госдума отклонила законопроект об оценке арбитражным управляющим (АУ) обоснованности требований кредиторов к должнику. Документ был внесен Верховным судом РФ и принят Госдумой в первом чтении в мае 2019 года​​​, указали РИА Новости.

Поправки наделяли АУ полномочиями оценивать обоснованность требований кредиторов к должнику и включать их в реестр таких требований. Сейчас вопрос обоснованности требований по общему правилу разрешается арбитражным судом, а требования кредиторов включаются в реестр и исключаются из него на основании вступивших в силу судебных актов.

На отклонении законопроекта настоял комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям. Депутаты обратили внимание на ряд существенных недостатков, которые делают невозможным доработку законопроекта ко второму чтению.

В частности, по мнению профильного комитета, процедура возложения на АУ обязанности по проверке обоснованности требований кредиторов «не позволяет исключить ошибки и злоупотребления при рассмотрении требований кредиторов арбитражными управляющими».

Принятие законопроекта также существенно увеличит расходы арбитражных управляющих и физическую нагрузку на них. Помимо проверки обоснованности требований кредиторов, АУ будет обязан периодически информировать об их обжаловании, рассылать по электронной почте копии предъявленных ему возражений, направлять в суд отчет о включенных в реестр требованиях кредиторов.

Также законопроект не разрешает вопрос учета включенного в реестр требования кредитора, если против такого требования заявлены возражения или результаты его рассмотрения АУ оспариваются в суде. Это является препятствием для реализации установленных законодательством о банкротстве прав кредиторов.

Наконец, в конце 2023 года Верховный суд внес в Госдуму другой законопроект об изменениях в закон о банкротстве и АПК. Этот законопроект имеет аналогичную направленность, но содержит «более комплексное законодательное регулирование».