Внесенный в ГД законопроект позволит использовать механизм ликвидационного неттинга для прекращения обязательств между профессиональным участником рынка ценных бумаг и квалифицированным инвестором-физлицом.

Группа депутатов и сенаторов, среди которых глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков и вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев, внесла в Госдуму законопроект № 543525-8, который разрешает применять взаимный зачет обязательств — ликвидационный неттинг — между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и обанкротившимися квалифицированными инвесторами-физлицами, сообщил Интерфакс. Также законопроектом предлагается распространить возможность применения механизма ликвидационного неттинга в отношении застройщиков, которые осуществляют привлечение средств участников строительства с использованием счетов эскроу.

Сейчас в России возможен ликвидационный неттинг обязательств между юрлицами при банкротстве финансовых организаций. Он позволяет завершить расчеты по срочным сделкам и сделкам РЕПО, заключенным в соответствии с генеральным соглашением.

Внесенный в ГД законопроект позволит использовать этот механизм и для прекращения обязательств между профессиональным участником рынка ценных бумаг и квалифицированным инвестором-физлицом. Проект допускает применение такого зачета обязательств, если гражданин является выгодоприобретателем по договору между двумя профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Необходимость изменений в законодательстве депутаты объясняют тем, что сейчас кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг заключают с квалифицированными инвесторами-гражданами сделки на производные финансовые инструменты, но в отсутствие механизма ликвидационного неттинга при работе с физлицами они несут повышенные риски в случае банкротства физического лица. По мнению авторов поправок, это ведет к повышенной стоимости таких сделок, к их более жестким коммерческим условиям и к ограниченности инструментов для физлиц по сравнению с юрлицами.

В пояснительной записке подчеркивается, что изменения затрагивают лишь квалифицированных инвесторов, составляющих 0,42% населения РФ, обладающих существенным размером имущества, финансовой грамотностью и иными знаниями, необходимыми для принятия адекватного решения о заключении финансовых договоров, оценки и управления своими рисками.

Также законопроектом предлагается предусмотреть возможность прекращения обязательств из финансовых договоров по правилам статьи 4.1 закона о банкротстве в отношении застройщиков, привлекающих средства граждан с использованием счетов эскроу.

Сейчас в соответствии с пунктом 6 статьи 4.1 закона о банкротстве положения о ликвидационном неттинге не применяются к отношениям, урегулированным параграфом 7 главы IX Закона о банкротстве, при банкротстве застройщиков.

Это исключение было введено в 2011 году для обеспечения защиты прав граждан-участников долевого строительства и было связано с многочисленными на тот момент случаями потери гражданами своих средств в долевом строительстве.

В пояснительной записке указано, что теперь в рамках банкротства застройщиков с учетом нового механизма привлечения средств граждан специальный режим обеспечения защиты прав граждан, в том числе защиты от особого порядка прекращения нетто-обязательств, не требуется.

Законопроектом предлагается предусмотреть возможность прекращения обязательств из финансовых договоров по правилам статьи 4.1 закона о банкротстве в отношении застройщиков, привлекающих средства граждан с использованием счетов эскроу.

Также законопроектом предлагается распространить возможность применения механизма ликвидационного неттинга в отношении застройщиков, которые осуществляют привлечение средств участников строительства с использованием счетов эскроу, но ранее осуществляли привлечения средств по старым правилам, при условии, если все объекты, строительство которых осуществлялось без использования счетов эскроу, достроены и введены в эксплуатацию не позднее, чем за три года и шесть месяцев до даты открытия конкурсного производства.

По мнению авторов поправок, предложенное законопроектом изменение позволит большинству застройщиков в условиях роста стоимости фондирования получить полноценный доступ к инструментам финансового рынка и начать эффективнее управлять своими рыночными рисками (риск изменения плавающей ставки по кредиту, риск изменения курсов валют и цен на строительные материалы и оборудование и др.), что позитивно отразится на стабильности российской экономики в целом.

Депутаты подчеркивают, что в отсутствие механизма ликвидационного неттинга участники финансового рынка могут предлагать застройщикам лишь очень ограниченный набор финансовых инструментов для управления такими рыночными рисками, что не позволяет застройщикам управлять данными рисками в полной мере.