Турпоток по России в 2023 году вырос на 20%, а к 2030-му должен удвоиться, по планам властей РФ. Увеличение доходности гостиниц привлекает инвесторов: в прошлом году они утроили вложения в этот сегмент.

В 2024 году инвестиции в российскую туристическую отрасль в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» превысят 700 млрд рублей, пишет издание CRE, ссылаясь на данные Минэкономразвития. В прошлом году в один только гостиничный сегмент было вложено 54 млрд рублей — это втрое больше, чем в 2022-м, подсчитали в компании IBC Real Estate. За четыре предыдущих года (2019-2022-й) инвестиции составили 56 млрд рублей.

Это привело к увеличению номерного фонда в РФ в 2023 году на 40%, говорят в Минэкономразвития.

Повышение интереса россиян к поездкам по стране объясняется резким сокращением выездного туризма — сначала из-за пандемии коронавируса, а потом в связи с изменением политической ситуации, отмечают эксперты Nikoliers.

Внутренний турпоток в 2023 году вырос на 20% и превысил 75 млн человек против 73,1 млн в 2022-м (данные кабмина РФ). Целевой показатель российских властей — 140 млн поездок в год к 2030 году.

Эксперты считают, что это дает новый драйвер для развития туристической отрасли РФ.

Привлекательности инвестиций способствует рост операционных доходов гостиничных объектов: второй год подряд этот показатель прибавляет по 20%. Сервис управления отелями Bnovo зафиксировал рост средней выручки с номера на 30% в минувшем году.

Не менее, а в ряде случаев более активно, чем традиционные направления (Москва, Санкт-Петербург, черноморское побережье России), развиваются новые дестинации, констатирует Ангелина Самадова, независимый директор по развитию KravtGroup.

Например, двукратный рост турпотока за последние пять лет наблюдался на Алтай, Камчатку, Сахалин, Байкал, республики Северного Кавказа и другие районы, которые до этого не входили в перечень популярных у россиян.

Наиболее перспективными и привлекательными для вложений в туристическую инфраструктуру Ангелина Самадова считает те территории, «где есть лес, горы и даже вулканы, реки, моря, начиная с глэмпингов в Тыве и заканчивая крупнейшими горнолыжными кластерами, от Кавказских минеральных вод до Камчатки».

Они могут быть в определенном смысле перспективнее таких раскрученных районов, как, например, Сочи. У этого города «сложный и во многом теневой» рынок недвижимости, отмечает минусы Сочи Алексей Чумалов, гендиректор Kalinka Russia.

«По географии спроса инвесторов можно выделить те направления, который имеют высокий потенциал: это, в первую очередь, морские и горнолыжные курорты Сочи, а также Алтай. Интерес могут вызвать и новые объекты вблизи крупных агломераций: Екатеринбург, Краснодар — там, где есть платежеспособный спрос», — добавляет Георгий Кизесов, директор по инвестициям Aktivo.

Программы господдержки стимулируют привлечение денег в туристическую инфраструктуру.

Так, в 2024 году из федеральной казны 85 регионам выделят субсидии для развития туризма в общей сложности на 6,2 млрд рублей, еще 9 млрд направят регионам на создание модульных туристических построек.

«Это позволит реализовать более 200 инвестиционных проектов и создать новые туристические объекты общей вместимостью порядка 6,5 тыс. номеров», — приводит данные Алексей Ефимов, гендиректор IBC Real Estate.

В перечне наиболее привлекательных для инвесторов объектов инфраструктуры эксперты называют также санатории. Так, в феврале и марте 2024 года по сравнению с прошлогодними данными число бронирований в санаториях РФ выросло в три раза, приводит CRE статистику «Яндекс. Путешествий».

Больше всего вырос поток в следующие пять макрорегионов:

Сибирский федеральный округ — рост год к году больше чем в 5,5 раза;

Приволжский федеральный округ — рост более чем в 5 раз;

Уральский федеральный округ — рост более чем в 5 раз;

Южный федеральный округ — рост в 3,5 раза;

Северо-Кавказский федеральный округ — рост в 2,5 раза.

В 1,5 раза увеличился спрос на речные круизы, сообщает Российский союз туриндустрии. Это означает, что растет эффективность вложений в строительство и покупку круизного флота.