Законодательный инструмент переноса срока уплаты налогов на более поздний срок набирает популярность. Налогоплательщики, подав заявление в налоговый орган, могут получить отсрочку или рассрочку по их уплате при наличии на то оснований.

Для того чтобы получить отсрочку или рассрочку, нужно соответствовать определенным условиям. Одно из них — необходимость представить обеспечение обязанности по уплате в виде залога, поручительства или банковской гарантии в течение 30 дней после принятия решения налоговым органом о предоставлении отсрочки или рассрочки. Поручительство и залог имущества — наименее затратные способы. Договор залога и поручительства заключается с налоговым органом, однако личность поручителя может не устраивать его по субъективным причинам, равно как и предмет залога.

Если налогоплательщиком соблюдены все условия, то налоговый орган обязан предоставить отсрочку или рассрочку. В ином случае он должен принять мотивированное решение об отказе в ее предоставлении, которое можно обжаловать в суде. Однако налоговые органы придумали способ, как не выдавать отсрочки (рассрочки), не вынося незаконных решений об отказе. Для этого достаточно не заключать договор поручительства при принятом решении о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Как получить отсрочку (рассрочку)

Заинтересованное лицо может обратиться в налоговый орган за отсрочкой или рассрочкой, если его имущественное положение не позволяет сразу уплатить всю сумму налога. Для ее предоставления должны быть основания. НК РФ к ним относит следующее:

причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы;

непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) финансирования расходов в объеме, достаточном для своевременной уплаты налогов;

угроза возникновения банкротства заинтересованного лица в случае единовременной уплаты налогов;

имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налогов;

производство и (или) реализация товаров (работ/услуг) заинтересованным лицом носит сезонный характер;

невозможность единовременной уплаты доначислений по результатам налоговой проверки.

Отсрочку (рассрочку), однако, не дадут, если:

1

в отношении лица возбуждено уголовное дело по фактам нарушения налогового законодательства;

2

лицо находится в процессе ликвидации или в процедуре банкротства;

3

лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное место жительства;

4

в течение трех предыдущих лет налоговый орган принимал в отношении лица решения о досрочном прекращении решения об отсрочке (рассрочке);

5

лицо обжалует наличие обязанности по уплате либо в отношении лица ведется производство по делу о налоговом или административном правонарушении.

Налогоплательщик может направить заявление об отсрочке (рассрочке) и пакет документов через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи.

Уполномоченный налоговый орган должен принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) в течение десяти рабочих дней. Он может продлить этот срок до 20 дней. Если налоговая решит отказать в ее предоставлении, то должна вынести об этом мотивированное решение, которое можно обжаловать в суде.

Решения об отсрочках (рассрочках) до 10 млн руб. принимают управления ФНС России по субъектам, а свыше этой суммы — Межрегиональная инспекция ФНС России по управлению долгом. Решения по суммам свыше 1 млрд руб. согласовывает ФНС России.

К заявлению о предоставлении отсрочки (рассрочки) нужно приложить справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств по счетам в банках, о наличии неоплаченных расчетных документов либо об их отсутствии, об остатках денежных средств и документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки).

Если отсрочка (рассрочка) нужна более чем на полгода, то в налоговый орган необходимо представить договор залога имущества или договор поручительства либо банковскую гарантию. Важно помнить, что если лицо обращается за отсрочкой (рассрочкой) по основанию невозможности единовременной оплаты доначислений по результатам налоговой проверки, то залог или поручительство в качестве обеспечения не допускаются — подойдет лишь банковская гарантия. В таких случаях стоит посмотреть, не возникает ли угроза банкротства.

Договор залога, поручительства или банковскую гарантию можно представить в течение 30 дней после вынесения решения о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Если налоговый орган ориентирует заявителя поступить именно таким образом либо изначально уклоняется от заключения договора залога или поручительства, то самое время начать беспокоиться.

Нюансы при обеспечении отсрочек или рассрочек поручительством или залогом

Решение об отсрочке (рассрочке) вступает в силу с момента его вынесения, если договор залога, договор поручительства или банковская гарантия представлены до его вынесения.

Однако налоговый орган может принять решение и без этих обеспечительных инструментов. В таком случае заинтересованное лицо должно представить их в течение 30 дней со дня принятия решения, тогда оно вступит в силу с момента заключения договора. Если договор не представить, то решение в силу не вступит.

Договоры поручительства и залога оформляются между налоговым органом и поручителем или залогодателем в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Для договора поручительства с налоговым органом закон устанавливает специальную форму. Для залога специальная форма будет применяться с 01.04.2024.

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога, обеспеченную поручительством, налоговый орган имеет право в течение 30 дней направить требование поручителю и применить к нему меры принудительного взыскания в случае неоплаты.

При оформлении договора залога залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо. Аналогичным образом в случае неоплаты задолженности в течение месяца налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством.

При рассмотрении возможности заключения договора поручительства налоговый орган обязан проанализировать финансовое состояние поручителя, удостовериться в отсутствии у него задолженности поручителя перед бюджетами, а также в его платежеспособности. Договор поручительства не заключается, если у поручителя есть долги по налогам или стоимость его чистых активов ниже суммы долга. Кроме этого, налоговый орган может посчитать, что поручитель недобросовестный или налогоплательщик имеет сговор с ним по уходу от налогообложения.

При рассмотрении возможности заключения договора залога налоговый орган также проанализирует предмет залога, соизмеримость стоимости предмета залога и суммы налогов, в отношении которых рассматривается вопрос о предоставлении отсрочки (рассрочки), а также возможность сохранности и реализации предмета залога (П. 13 Приказа ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1134@ «Об утверждении Порядка предоставления налоговыми органами отсрочки, рассрочки по уплате задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил, инвестиционного налогового кредита»). ФНС ориентировала нижестоящие налоговые органы на то, чтобы стоимость передаваемого в залог имущества составляла не менее 120% от суммы долга, ценные бумаги принимали в качестве залога по правилам, установленным Минфином РФ (приказ Минфина РФ от 06.11.2001 № 275 «Об утверждении Правил принятия в залог эмиссионных ценных бумаг в обеспечение возврата средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной основе»), а недвижимое имущество — в соответствии с законом об ипотеке (Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»).

Таким образом, личность поручителя или предмет залога имеет значение. Общедоступных нормативов для такой оценки не установлено. Поэтому у налогового органа существует определенная дискреция в этом отношении.

Проблема для налогоплательщиков заключается в том, что налоговые органы считают, что в рассматриваемом случае на них распространяются положения о свободе договора (ч. 1 ст. 421 ГК РФ.).

Поэтому, чтобы не плодить судебные споры об обжаловании отказных решений, налоговому органу выгоднее принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) и бездействовать в заключении договора залога или поручительства в случаях, когда предмет залога или личность поручителя его не устраивает (или по любым иным причинам). Таким образом, не вступившее в силу решение становится проблемой налогоплательщика.

Можно ли заставить налоговый орган заключить договор поручительства или залога

Понуждать к заключению договора нельзя, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, другим законом или добровольно принятым обязательством.

Добровольное обязательство — это, как правило, предварительный договор, который распространяется на правоотношения, связанные с передачей имущества, выполнения работ и оказания услуг (ст. 429 ГК РФ.). Договор залога или поручительства является акцессорным (дополнительным) договором к обязательству по уплате налога, следовательно, к этой категории гражданско-правовых договоров не относится.

ГК РФ обязывает сторону акцептовать оферту или направить протокол возражений в течение 30 дней в тех случаях, когда обязанность заключить договор установлена ГК РФ или иными законами, например:

при наличии публичного договора (ч. 3 ст. 426 ГК РФ, ч. 2 ст. 846 ГК РФ);

если заключен предварительный договор;

в соответствии с порядком заключения договоров на торгах (ч. 6 ст. 448 ГК РФ);

в случаях, когда контрагент занимает доминирующее положение, у него есть возможность исполнить договор и нет экономических, технологических или правовых оснований для отказа (п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Закон прямо не устанавливает случаи, при которых налоговый орган обязан заключить договор залога или поручительства.

Следовательно, формальных (четко определенных законом) оснований для понуждения налогового органа к заключению договора залога или поручительства нет.

Однако, как усматривает автор, все не так безнадежно с точки зрения права, и, если есть желание пресечь подобного рода попытки незаконного бездействия по незаключению договоров, то можно попробовать устранить необоснованную дискриминацию одних налогоплательщиков перед другими в вопросах предоставления отсрочек (рассрочек) следующим способом, требующим, тем не менее, судебного вмешательства.

Как действовать, чтобы добиться правды

НК РФ отдельно закрепляет право налогоплательщиков на получение отсрочек (рассрочек) на установленных условиях(подп. 4 п. 1 ст. 21 НК РФ.).

Возможность получения отсрочки (рассрочки) как таковой связана не с принятием решения налоговым органом, а с фактом вступления этого решения в законную силу.

Право налогоплательщика не может быть ограничено бездействием со стороны налогового органа, даже если обязанность совершить действие по заключению договора, необходимого для получения отсрочки (рассрочки), прямо не прописана в законе.

Если налоговый орган нарушает права налогоплательщика своим бездействием, то тот вправе обжаловать его сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде в порядке гл. 19 НК РФ.

Следовательно, первым способом защиты нарушенного права должна быть жалоба о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора залога или поручительства, поданная сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Во-вторых, имеет смысл обратиться в суд с требованием о понуждении налогового органа к заключению договора. Здесь важно соблюсти досудебный порядок (п. 1 ст. 445 ГК РФ). То есть договор должен быть направлен как оферта лицу, обязанному заключить его в силу закона. После этого нужно выдержать 30-дневный срок на направление акцепта или протокола разногласий со дня ее получения.

Если обратиться в суд с требованием заключить договор или согласовать его условия при отсутствии у ответчика такой законом определенной обязанности, то суд не сможет не принять иск. Он будет обязан рассмотреть дело и обосновать отказ в удовлетворении требований (абз. 4 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»).

Исковые требования нужно обосновывать тем, что при установлении и осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Суд должен обеспечить защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (абз. 5 п.1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

ГК РФ не допускает использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке (ч. 1 ст. 10 ГК РФ.).

По нормам налогового закона (п. 2 ст. 73 и абз. 2 п. 2 ст. 74 НК РФ) одной из сторон договора залога или поручительства для целей обеспечения налоговых обязательств выступает исключительно налоговый орган, следовательно, его положение является доминирующим.

Помимо требования об обязании заключить договор, от уклоняющейся стороны можно потребовать возместить убытки, вызванные уклонением от заключения договора (П. 4 ст. 445 ГК РФ).

В-третьих, следует обратиться в органы антимонопольного контроля.

Лицо, занимающее доминирующее положение на рынке, могут оштрафовать за злоупотребление таким положением, если оно уклоняется от заключения договора при наличии возможности его заключить (П. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ). Возбуждает и рассматривает дела по фактам нарушения положений ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган. Основанием служат, в том числе, заявления юридических или физических лиц, направленные в порядке гл. 9 указанного закона.

Законодательство РФ основывается на началах признания всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается каким-либо образом ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Инструменты переноса обязанности по уплате налога при наличии на то оснований и соблюдении условий, о которых указывалось выше, могут применяться всеми налогоплательщиками в равной степени. Иное бы означало необоснованное создание преимущества одних хозяйствующих субъектов перед другими при прочих равных условиях, то есть дискриминационных условий.

Правовые основы недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ определены законом о защите конкуренции, положения которого применяются и к правоотношениям с государственными органами.

Федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов РФ, участвующим в предоставлении государственных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Деятельность налоговых органов по предоставлению отсрочек (рассрочек) не включена в реестр государственных услуг, однако может всецело подпадать под определение таковой согласно Федеральному закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Для усиления эффекта автор рекомендует направлять договор на согласование и подписание в налоговый орган сопроводительным письмом, изложенным не только как оферта, но и содержащим в себе требование сообщить о причинах несогласования в 30-дневный срок, установленный ст. 12 закона о порядке рассмотрения обращений граждан (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»), и рассматривать это письмо-оферту в том числе как обращение, направленное в соответствии с требованиями названного закона (закон распространяется и на обращения юридических лиц).

Это важно сделать, так как нерассмотрение обращения влечет административную ответственность должностных лиц (ст. 5.59 КоАП РФ). Дело о таком административном правонарушении возбуждает прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ). Сроки привлечения к ответственности истекают по прошествии трех месяцев с момента совершения правонарушения. В связи с этим необходимо своевременно обратиться с жалобой в органы прокуратуры непосредственно после неполучения ответа от налогового органа в течение 30 дней. Это будет четвертым механизмом понуждения налогового органа отреагировать на договор. Возможно, налоговый орган, чтобы снять с себя этот риск, направит ответ, не содержащий смысловой нагрузки, но его можно использовать как дополнительное доказательство в суде по требованию о понуждении к заключению договора.

Выводы

Автор не питает иллюзий, что указанные действия поспособствуют своевременному получению так необходимой отсрочки или рассрочки. Однако стоит иметь в виду, что подобные действия со стороны органов, уполномоченных предоставлять отсрочку или рассрочку, имеют место.

Поэтому не стоит лишний раз испытывать судьбу, а надо направлять на согласование договоры о залоге или поручительстве одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки. Это позволит к моменту принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) идентифицировать риск того, что решение может не вступить в законную силу не по вине налогоплательщика.

Однако тем, кто решит проявить гражданскую ответственность и способствовать установлению правовой определенности в этом вопросе, следует учитывать, что разобраться с этим сможет лишь Конституционный суд РФ. Для того чтобы он высказал позицию, необходимо, чтобы были исчерпаны все возможные способы защиты нарушенных прав. Следовательно, для ускорения процесса нужно действовать одновременно во всех четырех указанных направлениях.

Над материалом работали:

Артем Французов
советник налоговой практики Юридическая компания Intana Legal