Соглашения об урегулировании споров могут заключаться как по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, так и по спорам о взыскании недоимки, доначисленной по результатам налоговой проверки.

Федеральная налоговая служба опубликовала письмо, в котором поделилась основными принципами мирного урегулирования споров с налоговыми органами. В ФНС подчеркнули, что при использовании примирительных процедур обеспечивается заключение соглашения об урегулировании спора и исполнении налоговых обязательств в полном объеме. Такой подход способствует нахождению сторонами взаимоприемлемого результата урегулирования спора либо (при его недостижении) сближению позиций сторон по спорам, где одной из сторон является налоговый орган.

При этом условия соглашения об урегулировании спора (мирового соглашения) в любом случае должны обеспечивать исполнение налоговым органом его обязанностей и не могут противоречить действующему законодательству о налогах и сборах.

ФНС остановилась на обстоятельствах, исключающие возможность мирного урегулирования спора. Так, предметом соглашения не может являться изменение налоговых последствий спорных действий и операций в сравнении с тем, как такие последствия определены законом. Например, предметом такого соглашения не могут выступать вопросы о снижении применимой налоговой ставки и изменении правил исчисления пеней. Не могут быть заключены соглашения об урегулировании споров (мировые соглашения) по делам об оспаривании нормативных актов и делам об административных правонарушениях.

Подробно ФНС остановилась на правовых основах решения вопроса о предоставлении рассрочки или отсрочки в рамках заключения соглашения об урегулировании спора. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налогов по результатам налоговых проверок при наличии соответствующих оснований, что подтверждает возможность их предоставления в рамках примирительных процедур в судебных процессах.

Пункт 1 статьи 62 НК описывает случаи, когда отсрочка и рассрочка не могут быть предоставлены. Вместе с тем, наличие спора о сумме доначислений будет нивелироваться указанием в соглашении на признание налогоплательщиком доначисленных ему сумм и последующим прекращением производства по делу, что свидетельствует о соблюдении ограничения подпункта 2 пункта 1 статьи 62 НК в рамках примирительной процедуры.

Также предоставление рассрочки или отсрочки по уплате налогов в рамках судебного процесса не влияет на привлечение заинтересованного лица к уголовной ответственности, при этом с учетом урегулирования спора отсутствуют основания для направления заявления в правоохранительные органы при наличии неотрицательного сальдо по единому налоговому счету заинтересованного лица.

Исполнение соглашения об урегулировании спора подлежит обеспечению. Управления при направлении на согласование в ФНС России проекта мирового соглашения обязаны проводить проверку перечня банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий, на наличие в нем соответствующего банка-гаранта.

Отдельно ФНС описала алгоритм рассмотрения проектов соглашений (мировых соглашений), а также подчеркнула важность побуждения налогоплательщиков к примирительным процедурам. Для этого в исках о взыскании недоимок налоговые инспекции должны указывать о реализации проекта площадки по реструктуризации долга.