Датская компания Vestas была крупным участником российского рынка возобновляемой энергетики, но после начала СВО скоропостижно ушла из России.

Конкурсный управляющий ООО «Вестас Рус» (дочерней российской структуры датской компании Vestas) Иван Басков подал в Арбитражный суд Москвы заявления о недействительности платежей в пользу трех контрагентов на сумму 1,02 млрд рублей. Крупнейшие платежи, которые оспаривает КУ, были совершены в пользу ООО «РТА Роуд» в период с 5 марта 2020 года по 24 января 2023 года в общем размере 980 млрд рублей. Также управляющий оспаривает платежи ООО «Вестас Рус» в пользу АО «Некстонс» на сумму 23,8 млн рублей и в пользу ООО «Бизнес-центр Бахрушина» в размере 19,9 млн рублей.

С ООО «Бизнес-центр Бахрушина» у ООО «Вестас Рус» в ноябре 2022 года было заключено допсоглашение к договору аренды нежилого (офисного) помещения от 30 января 2019 года. КУ требует признать ряд пунктов этого допсоглашения недействительными. 

«Первая из оспариваемых сделок связана с выплатой ООО «Вестас Рус» компенсации за досрочное расторжение договора аренды в течение 6 месяцев до возбуждения дела о банкротстве. Размер компенсации является необоснованно высоким, явно превышающим размер потенциальных убытков арендодателя, обусловленных досрочным расторжением договора. Изложенное указывает на наличие оснований для признания данной сделки недействительной по основаниям, предусмотренным статьями 10, 168 ГК РФ и п. 1 ст. 61.2 закона о банкротстве», — рассказал Иван Басков.

АО «Некстонс» — юрлицо юридической компании Nextons (образована командой юристов российской практики компании Dentons), выручка которой в 2023 году превысила 1,83 млрд рублей.

«Вторая оспариваемая сделка связана с перечислением ООО «Вестас Рус» денежных средств в пользу юридической компании якобы за оказанные ею услуги. Вместе с тем, в распоряжении конкурсного управляющего ООО «Вестас Рус» не были представлены документы, в достаточной степени обосновывающие правомерность оспариваемых платежей, что возможно указывает на их недействительность по основаниям, предусмотренным статьями 10, 168 ГК РФ и п. 2 ст. 61.2 закона о банкротстве», — рассказл Иван Басков.

Наконец, ООО «РТА Роуд» — юрлицо логистической компании RTA, выручка которого в 2022 году составила 2,11 млрд рублей. По словам Ивана Баскова, третья из оспариваемых сделок связана с перечислением ООО «Вестас Рус» денежных средств в пользу компании, специализирующейся на оказании транспортных услуг.

«Принимая во внимание то, что в судебном порядке было констатировано отсутствие каких-либо договорных отношений между должником и компанией, что повлекло за собой отказ в признании требований компании к ООО «Вестас Рус» обоснованными, по мнению конкурсного управляющего, оспариваемые платежи являются недействительными на основании статей 10 и 168 ГК РФ», — пояснил Иван Басков.

О должнике

Датская компания Vestas была заметным участником российского рынка возобновляемой энергетики. Компания выступала технологическим партнером финского Fortum в проектах ветропарков в рамках программы стимулирования развития возобновляемых источников энергии в России.

Vestas в РФ принадлежало производство композитных лопастей для турбин ветрогенераторов в Ульяновске и производство гондол для ветрогенераторных установок в Дзержинске.

После начала СВО Vestas прекратила деятельность в РФ. В начале 2023 года компания заявила, что «обстановка в России и в отношении России» не оставляет шансов на контролируемое сворачивание деятельности, и приняла решение оставить находящиеся в РФ активы и деньги. Речь шла о списании имущества на сумму 159 млн евро и резервах в размере 87 млн евро.

О банкротстве

ООО «Вестас Рус» подало заявление о собственном банкротстве в феврале 2023 года. Уже в апреле Арбитражный суд Москвы признал компанию банкротом и открыл конкурсное производство по упрощенной процедуре сроком на шесть месяцев.

На момент подачи заявления сумма требований кредиторов, которые не оспаривались ООО «Вестас Рус», составляла 2,67 млрд рублей. В ходе рассмотрения дела о банкротстве требования к компании в размере 1,5 млрд рублей также заявила еще одна российская структура Vestas, находящаяся в стадии ликвидации — «Вестас Мэньюфэчуринг Рус» (заседание по этому заявлению было назначено на 7 сентября).

Судебные процессы относительно деятельности в РФ преследуют Vestas и за пределами России. В апреле Fortum сообщил об инициировании судебного разбирательства с датской компанией в Швеции на сумму более 200 млн евро. Иск касается расторжения Vestas контрактов с Fortum на проекты в ветроэнергетике на территории РФ.

Как сообщал портал PROбанкротство, в июле 2023 года конкурсный управляющий ООО «Вестас Рус» Иван Басков подал в Арбитражный суд Москвы иск к структурам датской Vestas о взыскании убытков на сумму 148,32 млн рублей и 5,05 млн евро (485,3 млн рублей по курсу на дату публикации сообщения) в рамках дела о банкротстве российской «дочки». Ответчиками являются Vestas Central Europe, Vestas Wind System и Vestas Manufacturing.

Как сообщал портал PROбанкротство, в декабре 2023 года конкурсный управляющий ООО «Вестас Рус» Иван Басков сообщил о выявлении признаков преднамеренного банкротства компании. Признаки фиктивного банкротства при этом не выявлены. Конкурсный управляющий ООО «Вестас Рус» Иван Басков рассказал порталу PROбанкротства, какие признаки преднамеренного банкротства этой компании он выявил.

В середине апреля 2024 года конкурсный управляющий ООО «Вестас Рус» Иван Басков подал в Арбитражный суд Москвы заявление о признании недействительными перечислений денежных средств (платежей) ООО «Вестас Рус» в пользу Vestas Wind Systems A/S (Дания) в общем размере 5,4 млн евро, сообщал портал PROбанкротство. По словам Ивана Баскова, заявление мотивировано тем, что оспариваемые платежи совершены в течение 6 месяцев до возбуждения дела о банкротстве ООО «Вестас Рус» при наличии неисполненных обязательств перед независимыми кредиторами, а материнская компания была осведомлена о неблагоприятном финансовом положении ООО «Вестас Рус». Изложенные обстоятельства указывают на преференциальный характер оспариваемых платежей и наличие оснований для оспаривания платежей по основанию, предусмотренному п. 3 ст. 61.3 закона о банкротстве.