КУ «Домашних Денег» требовал признать недействительными сделки по продаже банку «Русский Стандарт» прав требований МФО к должникам на сумму больше 38 млрд рублей, приобретенных банком с 90%-ой скидкой в 2014-2017 годах.

Арбитражный суд Московского округа вслед за нижестоящими судами отклонил требование конкурсного управляющего ООО «Микрофинансовая компания «Домашние деньги» (МФО «Домашние Деньги») о недействительности заключенных в 2014-2017 годах сделок по продаже банку «Русский Стандарт» принадлежащих МФО прав требований к должникам на сумму более 38 млрд рублей. При этом дебиторская задолженность МФО была продана с 90%-ой скидкой — за 3,6 млрд рублей.

Напомним, процедура наблюдения в ООО «Микрофинансовая компания «Домашние деньги» была введена в феврале 2019 года. В январе 2020 года суд признал МФО банкротом и ввел конкурсное производство. В реестр на тот момент были включены требования кредиторов в размере более 3,5 млрд рублей.

Конкурсный управляющий МФО «Домашние Деньги» ссылался на то, что сделки должны квалифицироваться как взаимосвязанные и являются недействительными на основании статей 61.2 и 61.3 закона о банкротстве.

При рассмотрении спора были проведены две судебные финансово-экономические экспертизы по оценке реальной стоимости прав требований. При этом юристы «Рустам Курмаев и партнеры» (РКП), представлявшие интересы банка «Русский Стандарт», доказали, что результаты первой экспертизы, проведенной рекомендованным Агентством по страхованию вкладов (АСВ) учреждением, были некорректны:

эксперт неправильно подобрал объекты-аналоги для сравнения (были использованы исключительно сведения о рынке МФО, в то время как большинство прав требований вытекали из договоров потребительского кредитования);

при определении рыночной стоимости прав требований была проигнорирована информация о сроках исковой давности по требованиям о взыскании задолженности, наличии исполнительных производств в отношении заемщиков, а также об их банкротстве.

Также суды трех инстанций пришли к выводу, что заключенные МФО «Домашние Деньги» и «Русским Стандартом» в 2014-2017 годах сделки не являются взаимосвязанными, поскольку совершались на протяжении значительного периода времени, а также отличались друг от друга способом расчетов сторон.

По словам адвоката, партнера юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрия Клеточкина, дополнительную сложность делу придавало то, что предметом сделок были права требования к 528 тыс. физических лиц и оценка стоимости каждого требования в отдельности была невозможна.

В рамках назначенной судом первой оценочной экспертизы, которая была поручена рекомендованному АСВ учреждению, эксперт установил, что большинство из прав требований были уступлены не по рыночной стоимости. Процент отклонения цены сделок от рынка был констатирован по разным сделкам в диапазоне от 24% до 42%, что означало высокий риск признания их недействительными в соответствии с подходами, которые используют судьи при рассмотрении аналогичных споров. Однако нам удалось доказать, что первоначальная экспертиза была проведена с существенными нарушениями, которые напрямую повлияли на повышение рыночной стоимости прав требований. Проведенная повторная судебная экспертиза установила несущественное отклонение рыночной цены только в отношении нескольких сделок (отличие от рынка составило от 4% до 8%), что не могло быть расценено судом в качестве неравноценности встречного исполнения согласно актуальной судебной практике. Касательно остальных оспариваемых сделок судом было установлено, что рыночная стоимость прав требований, уступленных должником в пользу банка, является ниже той стоимости, которая была установлена между контрагентами в договорах.

Дмитрий Клеточкин
адвокат, партнер, глава практики «Реструктуризация и банкротство» Юридическая фирма «Рустам Курмаев и партнеры»
«