Суд указал на ряд допущенных конкурсным управляющим нарушений, в том числе связанных с незаконным привлечением консалтинговой компании.

Арбитражный суд Кемеровской области отстранил конкурсного управляющего ООО «Сити-молл инвест» (владельца торгового центра «Сити-молл» в Новокузнецке) Максима Шкарупина и взыскал с него 2,5 млн рублей убытков. Новым конкурсным управляющим утверждена Мария Патрушева. Определение суда еще не вступило в законную силу, так как АУ и «Альфа-Банк» (крупнейший кредитор ООО «Сити-молл инвест») подали апелляционные жалобы.

Напомним, как сообщал портал PROбанкротство, ООО «Сити-молл инвест» построило торговый центр в Новокузнецке в 2013 году. Тогда это был самый крупный ТЦ в Кемеровской области. Однако в течение последних нескольких лет девелопер стремительно наращивал убытки. Так, если 2019 год компания закончила с выручкой 489,7 млн рублей и чистой прибылью 242,6 млн рублей, то в 2020-м получила выручку 411 млн рублей и убыток 112,3 млн рублей, а в 2021-м — соответственно 515,2 млн рублей и 2,27 млрд рублей.

В итоге ООО «Сити-молл инвест» не смогло рассчитаться по кредитам, которые брало на строительство ТЦ, и в августе 2021 года суд признал компанию банкротом (А27-25993/2020). Основной долг компании, включенный в третью очередь реестра, составляет 1,02 млрд рублей, размер штрафных санкций — 3,86 млрд рублей, итого около 4,9 млрд рублей. Инициатором банкротства стал «Альфа-Банк», который кредитовал строительство ТЦ и у которого «Сити-молл» находится в залоге. Требования банка — более 5 млрд рублей. Учредителями «Сити-молл инвест» до 2014 года были Сергей Павлов и Виктор Неустроев. Сергей Павлов был поручителем по кредиту «Альфа-Банка».

Принимая решение об отстранении Максима Шкарупина, Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными действия конкурсного управляющего по внесению в августе 2022 года в реестр требований кредиторов отметки о погашении требований ООО «Техник» на сумму 388,3 тыс. рублей основного долга и 10,2 тыс. рублей штрафных санкций (суд восстановил требования ООО «Техник» в реестре должника). Также суд частично удовлетворил жалобу ООО «Техник» на действия Шкарупина, выразившиеся в:

необоснованном привлечении для обеспечения своей деятельности ООО «Юнион» по агентскому договору и выплаты вознаграждения в размере 2,4 млн рублей;

необоснованном установлении размера оплаты труда Аллы Плоховой в размере свыше 71,4 тыс. рублей в месяц и его выплаты за счет конкурсной массы.

Суд взыскал с Максима Шкарупина в конкурсную массу ООО «Сити-Молл Инвест» 2,6 тыс. рублей убытков.

Отметим, что в феврале 2023 года Арбитражный суд Кемеровской области приостановил торги по продаже имущества ООО «Сити-молл инвест» — торгового центра (ТЦ) «Сити-молл» в Новокузнецке. Аукцион был назначен на 10 марта, начальная цена шестиэтажного здания площадью 83,5 тыс. кв м и права аренды земельного участка ТЦ площадью 35,8 тыс. кв м была установлена в размере 2,5 млрд рублей. С заявлением о приостановке торгов в суд обратился единственный учредитель ООО «Сити-молл инвест» Юрий Егоров. По его мнению, начальная цена комплекса занижена. Егоров потребовал проверить обоснованность оценки, и суд с ним согласился.

По словам юриста, основателя юридической компании PLV Group Анастасии Пылаевой, суд первой инстанции разрешил по существу спор по жалобе миноритарного кредитора на действия КУ.

Заявитель, бывшие контролирующие лица должника и даже прокуратора, вступившая в дело, более года доказывали суду наличие оснований для взыскания с конкурсного управляющего убытков, признания его действий в виде исключения кредитора из реестра необоснованными, а главное — необходимость его отстранения в процедуре ввиду неэффективного управления активом должника и аффилированности с мажоритарным кредитором АО «Альфа-Банк». В итоге суд сохранил миноритарного кредитора в реестре, посчитал убедительными доводы заявителей относительно необоснованного привлечения новых сотрудников для работы в ТЦ, а также привлечения наемной консалтинговой компании, взыскал с арбитражного управляющего убытки и принял решение о необходимости замены его кандидатуры на иную, не аффилированную с основным кредитором.

Анастасия Пылаева
юрист, управляющий партер Юридическая компания PLV Group
«

По словам Анастасии Пылаевой, сейчас привлечение арбитражных управляющих к ответственности, а тем более отстранение от исполнения ими своих обязанностей, согласно официальным статистическим данным, – большая редкость, поскольку законодатель возложил на кредитора или иного заявителя, чьи права нарушаются неправомерным поведением АУ, внушительное бремя доказывания.

«Считаю данный судебный акт первыми шагами судебной системы в сторону разрешения давно назревшей в процедурах банкротства проблемы прокредиторского подхода и необходимости реализации в процедурах банкротства принципа соблюдения баланса интересов между всеми кредиторами, должником и обществом в целом, о котором, к сожалению, часто забывают арбитражные управляющие. В рассматриваемом деле управляющий около двух лет руководил сложным и большим объектом – торговым центром, при этом его личное участие в экономической жизни должника не прослеживалось, многие полномочия (даже исключительные), несмотря на прямой запрет в законе, передавались привлеченным специалистам (чей функционал часто дублировал друг друга), в судебных процессах в основном участвовали представители АО «Альфа-Банк», фактическая аффилированность с которым и была доказана заявителем», – отметила она.

Более того, по словам Анастасии Пылаевой, суд правомерно обратил внимание, что при существенном размере погашения в период конкурсного производства требований АО «Альфа-Банк» арбитражный управляющий ни разу не инициировал проведение собрания кредиторов относительно возможности перехода к иной реабилитационной процедуре, что также не соответствует стандартам разумного и добросовестного поведения управляющего при таких обстоятельствах.

«Обобщая вышеизложенное, на мой взгляд, именно арбитражный управляющий как центральная фигура любой процедуры банкротства должен с учетом вектора законодателя на восстановление платежеспособности, безусловно, учитывать права всех без исключения кредиторов, а также должника и общественные интересы в целом, что и не было сделано в рассматриваемом споре. Надеюсь, что в дальнейшем аналогичная судебная практика будет только развиваться», – отметила она.