В комитете Госдумы РФ по финансовому рынку считают, что правительственный законопроект о приоритетности удовлетворения требований об уплате налогов в банкротстве в представленной редакции не может быть поддержан.

Комитет Госдумы по финансовому рынку отказался поддержать предложенный Правительством РФ законопроект № 532703-8 (см. статью Правительство настаивает на приоритете уплаты налога с продажи залоговых активов банкротов), касающийся очередности обязательных платежей в банкротстве, следует из заключения комитета. Комитет полагает, что законопроект нуждается в существенной концептуальной доработке с учетом указанных замечаний и предложений и в представленной редакции не может быть поддержан, подчеркивается в заключении комитета за подписью его главы Анатолия Аксакова.

О чем законопроект

Напомним, в январе 2024 года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, которым вводится приоритет уплаты налога на прибыль при реализации залоговых активов банкрота. Законопроект содержит поправки в статью 138 закона о банкротстве, определяющую порядок погашения долгов перед кредиторами, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника. По действующим правилам банку-залогодержателю причитается 80% от реализации предмета залога, но перед этим из полученной суммы вычитаются затраты на обеспечение его сохранности и на организацию торгов.

Законопроект предлагает закрепить в законодательстве практику, когда деньги от реализации предмета залога должны идти, в том числе, и на погашение начисленных на него имущественных налогов. Помимо этого, согласно проекту, за счет залоговой выручки также должны погашаться иные налоги, связанные с использованием или реализацией такого имущества. Таковыми являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).

Что думают в комитете по финрынкам

1. Комитет напомнил, что законопроект разработан в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 28-П от 31 мая 2023 года. Однако предлагаемый законопроектом подход не в полной мере основан на позиции Конституционного суда, подчеркнули члены комитета. Законопроект нивелирует ценность залога как института гражданского права, обеспечивающего эффективное функционирование финансовой и инвестиционной систем и фактически переносит налоговое бремя с должника на залогового кредитора.

По мнению комитета, исключение приоритета залоговых кредиторов повлечет негативные экономические последствия для всего рынка кредитования. Кредитные организации будут вынуждены увеличивать стоимость кредита соразмерно рискам, формировать повышенные резервы, уменьшающие налогооблагаемую базу для уплаты налога на прибыль организаций, а также повышать требования к потенциальным заемщикам.

В свою очередь, считают в комитете по финрынкам, это приведет к удорожанию денежных средств для экономики и, с учетом уменьшения объемов кредитования, к существенному снижению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ.

В заключении комитета указывается, что обязанность налогоплательщика восстановить НДС, ранее принятый к вычету, возникает в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения. В рамках процедур банкротства данная обязанность возникает после продажи имущества должника, поскольку такая реализация освобождена от налогообложения НДС.

При этом восстановленный НДС никаким образом не связан с расходами на обеспечение сохранности предмета залога и его реализацией на торгах, подчеркивают члены комитета. Поэтому нужно рассмотреть вопрос о целесообразности оплаты восстановленного НДС за счет средств от реализации залога.

В комитете считают, что необходимо определить исчерпывающий перечень обязательных платежей, которые могут быть удовлетворены за счет выручки, полученной от продажи предмета залога, в целях соблюдения баланса интересов всех лиц, участвующих в деле о банкротстве, и установить предельный размер средств, вырученных от продажи предмета залога (в процентах), направляемых на погашение текущих налоговых платежей.

При этом такой предельный размер должен быть определен с учетом позиций банковского сообщества.

2. Законопроект предлагает расширить перечень текущих страховых взносов, относящихся ко второй очереди удовлетворения требования кредиторов по текущим платежам. Наряду с взносами на обязательное пенсионное страхование к ним предлагается отнести взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование.

Учитывая положения статьи 138 закона о банкротстве, указанные текущие платежи второй очереди будут погашаться за счет части выручки, полученной от реализации заложенного имущества. Данное изменение также повлечет необоснованное ущемление интересов залоговых кредиторов, считают в комитете по финрынкам.

Принимая во внимание сложившуюся правоприменительную практику (Обзор судебной практики Верховного суда № 3 (2017), утвержденный Президиумом ВС 12 июля 2017 года), предусматривающую отнесение ко второй очереди удовлетворения требований по текущим платежам исключительно страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, комитет ГД по финрынкам предложил учитывать все иные текущие страховые взносы в виде единого тарифа страховых взносов в составе пятой текущей очереди удовлетворения.

3. Учитывая, что законопроектом затрагиваются концептуальные вопросы, связанные с механизмом распределения средств от реализации имущества должника при удовлетворении требований кредиторов, независимо от избранного подхода к их урегулированию, требуется установить срок вступления в силу будущего закона не ранее чем через шесть месяцев после его официального опубликования, отмечают в комитете ГД по финрынкам.

4. Также в профильном комитете Госдумы считают, что в рамках дальнейшей работы над законопроектом целесообразно также актуализировать положения закона о банкротстве в части механизма замещения активов.

Действующие нормы статьи 115 закона о банкротстве о создании на базе имущества должника ОАО или нескольких ОАО требуется привести в соответствие с положениями Гражданского кодекса и закона «Об акционерных обществах», которые сейчас не содержат такой организационно-правовой формы как ОАО.

Комитет предлагает дополнить законопроект изменениями, предусматривающими возможность создания при замещении активов должника ООО или АО.

Наконец, комитет Госдумы по финансовому рынку отметил, что получил замечания представителей профессионального сообщества, которые дополнительно направлены в комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям для рассмотрения.

Итог

Комитет ГД по финрынку указал, что законопроект нуждается в существенной концептуальной доработке с учетом указанных замечаний и предложений и в представленной редакции не может быть поддержан.

Что было ранее

Напомним, как сообщал портал PROбанкротство, ранее против предложенной правительством РФ редакции законопроекта о приоритетности удовлетворения требований об уплате налогов в банкротстве выступили банки (см. статью Банки выступили против идеи ФНС по увеличению налоговых изъятий в банкротстве), РСПП (см. статью РСПП выступил против приоритета уплаты налогов при банкротствах) и Верховный суд РФ (см. статью ВС выступил против приоритетной очередности обязательных платежей в банкротстве).