Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 532703-8, которым вводится приоритет уплаты налога на прибыль при реализации залоговых активов банкрота, сообщил Федресурс.
Законопроект содержит поправки в статью 138 закона о банкротстве, определяющую порядок погашения долгов перед кредиторами, обязательства перед которыми обеспечены залогом имущества должника. По действующим правилам банку-залогодержателю причитается 80% от реализации предмета залога, но перед этим из полученной суммы вычитаются затраты на обеспечение его сохранности и на организацию торгов.
Законопроект предлагает закрепить в законодательстве практику, когда деньги от реализации предмета залога должны идти, в том числе, и на погашение начисленных на него имущественных налогов. Помимо этого, согласно проекту, за счет залоговой выручки также должны погашаться иные налоги, связанные с использованием или реализацией такого имущества. Таковыми являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС).
«В общей сумме налога, подлежащего уплате в налоговом (отчетном) периоде, сумма погашаемого в <...> налога определяется пропорционально стоимости реализации предмета залога на торгах в общей сумме вырученных от реализации конкурсной массы денежных средств», — подчеркивается в законопроекте.
Новые правила будут распространяться на заключенные после их вступления в силу договоры залога, а также при изменении предмета залога или увеличении первоначального размера обеспечиваемого им основного обязательства.
Напомним, как сообщал портал PROбанкротство, российское банковское сообщество видит опасность для себя и бюджета в случае реализации идеи ФНС по увеличению налоговых изъятий в банкротстве — погашению за счет средств от реализации залогов всех налогов, связанных с использованием такого имущества. По мнению Ассоциации банков России, реализация предложенного подхода приведет к снижению стоимости залога на 30-40%. В совместном письме Сбербанка, ВТБ и их Альфа-банка в Минэкономразвития говорится, что кредитные организации будут вынуждены сформировать дополнительные резервы на 402 млрд рублей. А нивелирование ценности залогов в кредитовании приведет к цепочке негативных последствий для российской экономики в целом.
Также законопроектом предусматривается погашение текущих и реестровых платежей по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховых взносов в рамках единого тарифа страховых взносов в составе требований кредиторов второй очереди после полной выплаты требований кредиторов второй очереди по зарплате до начала выплат по требованиям кредиторов третьей очереди.
В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что поправки направлены на урегулирование вопросов, связанных с очередностью удовлетворения требований об уплате налогов и иных обязательных платежей в деле о банкротстве, в соответствии с правовыми позициями Конституционного суда, обеспечение баланса частных и публичных интересов.
По мнению авторов законопроекта, предложенный законопроектом подход коррелируется с правовыми позициям, выраженными в Постановлении Конституционного суда от 31 мая 2023 года № 28-П, с учетом указания на то, что достаточно широкая дискреция законодателя в вопросах очередности уплаты обязательных платежей организацией-банкротом применительно к налогу на прибыль при реализации имущества банкрота не реализована надлежащим образом. Регулирование уплаты обязательных платежей не должно приводить к фактическому освобождению должника от исполнения налоговой обязанности и деформировать экономическую среду, создавая для хозяйствующих субъектов без достаточных для этого оснований неравное положение в части исполнения налоговой обязанности, указано в пояснительной записке.
Также в соответствии с законопроектом уплата текущих обязательных платежей в процедуре банкротства будет производиться в пятую очередь текущих платежей. В случае наличия требований реестровых кредиторов первой и второй очереди вводится «механизм замещения» — выплата такой задолженности производится за счет средств на уплату текущих требований по налогу на прибыль от реализации конкурсной массы с исключением указанных обязательных платежей из числа текущих и включением их в первую или вторую очередь реестра требований кредиторов.
Принятие соответствующего федерального закона не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, подчеркивается в пояснительной записке.