Российское банковское сообщество видит опасность для себя и бюджета в случае реализации идеи ФНС по увеличению налоговых изъятий в банкротстве — погашению за счет средств от реализации залогов всех налогов, связанных с использованием такого имущества, узнал Интерфакс. Банки из топ-5 крупнейших по размеру капитала (Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк) в совместном письме в Минэкономразвития, а также Ассоциация банков России (АБР) предостерегают, что это повлечет снижение прибыльности банковского сектора и, соответственно, отчислений от него в бюджет, в том числе дивидендных, а также нивелирует ценность залога в целом, что вызовет цепь негативных последствий для всей экономики.
Причина опасений — «налоговые» поправки в закон о банкротстве, которые разрабатывает Минэкономразвития. В мае 2023 года Конституционный суд РФ при рассмотрении конституционности норм закона о несостоятельности признал правомерным начисление компаниям-банкротам налога на прибыль при продаже с торгов их имущества. Наряду с этой позицией Минэкономразвития хочет закрепить в законодательстве подход Верховного суда РФ, согласно которому деньги от реализации предмета залога должны идти, в том числе, на погашение начисленных на него имущественных налогов.
По данным банков, с подачи ФНС в конце 2023 года законопроект был кардинально изменен: за счет средств от реализации залога теперь предлагается погашать все текущие налоги банкрота, связанные с использованием объекта залога, в том числе на прибыль. Схожую инициативу фискальное ведомство озвучивало год назад, мотивируя предложение стремлением снять риск недопоступления в казну до 52,4 млрд рублей в год.
Банкиры отвергают довод ФНС о том, что новые правила обеспечат поступление в бюджет дополнительных сумм.
«Общие потери бюджета и банковской системы РФ будут значительно выше», — говорится в письме Сбербанка, ВТБ и Альфа-банка.
Во-первых, реализация идеи ФНС приведет к снижению стоимости залога на 30-40% (оценка АБР), и банки будут вынуждены сформировать дополнительные резервы на 402 млрд рублей. Сбербанку придется направить на эти цели 148 млрд рублей, ВТБ — 41 млрд рублей, Альфа-банку — 30 млрд рублей. В результате сократятся поступления в бюджет по налогу на прибыль: на 80,4 млрд рублей после вступления в силу закона, и 16,5 млрд рублей ежегодно только от трех этих банков.
Во-вторых, это приведет к сокращению размера дивидендов Сбербанка, поступающих в казну. Бюджет может недополучить 37 млрд рублей разово, а затем 11,6 млрд рублей ежегодно.
Также представители банковского сектора настаивают, что нивелирование ценности залогов в кредитовании приведет к цепочке негативных последствий для российской экономики в целом.
Залоговые кредиторы лишаются стимула поддерживать решения о продолжении должниками-банкротами хозяйственной деятельности. Это может негативно сказаться на социально-экономических показателях регионов, привести к неблагоприятным последствиям экологического и техногенного характера, а также оказать негативное влияние на инвестиционный климат и экономику страны в целом, полагают в АБР.
Банки указывают на риски для кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и для проектного финансирования, так как они наиболее сильно зависят от залогового обеспечения.
Банкиры просят Минэкономразвития доработать законопроект. Сбербанк, ВТБ и Альфа-банк предлагают отразить в нем три разнонаправленных подхода.
С одной стороны, банки соглашаются с тем, чтобы позиция ВС о погашении текущих имущественных налогов за счет выручки от продажи предмета залога перекочевала в законодательство. Они также предлагают возобновить обложение НДС при реализации продукции или услуг обанкротившимися предприятиями и организациями. В письме говорится об использовании здесь спецсчетов.
С другой стороны, банки предпринимают попытку обойти позицию КС о правомерности взимать налог на прибыль с доходов от продажи имущества в банкротстве. Причем сделать это они предлагают не на уровне закона о банкротстве, а с помощью поправок в Налоговый кодекс РФ.
Сбербанк отдельно пытается добиться и большего. Он пожаловался в Конституционный суд, настаивая на недопустимости в принципе приравнивания имущественных налогов к расходам на сохранение залога. В частности, Сбер считает такую практику неверной, так как расчеты с казной не влияют на сохранение имущества, его экономической или рыночной стоимости, тогда как под расходами на содержание имущества понимаются такие траты, без которых его реализация была бы невозможна. По мнению Сбербанка, в результате залоговые кредиторы в значительной степени лишаются своих прав, что противоречит сути профильного законодательства, а налоговые органы оказываются в неоправданно привилегированном положении.
Появление такой судебной практики привело к тому, что в одном из дел о банкротстве с участием Сбера в качестве залогового кредитора все арендные платежи и средства от продажи залога ушли на расчеты с казной. Конституционный суд согласился рассмотреть этот вопрос.