В этом году ТЦ не испытывали проблем, связанных с внешним воздействием: ковидным карантином и уходом арендаторов из-за санкций. Это помогло им восстановить трафик. Однако рост ключевой ставки немного портит картину.

За год уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы снизился с 12% до 8%, в торговых центрах Санкт-Петербурга – с 11% до 7%, отмечают эксперты. Это опровергает распространенное мнение о том, что онлайн-торговля вытесняет традиционную, «каменную», считает Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. Собственники оправились после спада посещаемости, начавшегося во время пандемии коронавируса, а также наблюдавшегося после теракта в «Крокус Сити Холле» нынешней весной. Владельцы и управляющие ТЦ пересмотрели концепции объектов, провели перестановки, модернизировали комплексы, привлекли новых арендаторов.

«Рынок торговой недвижимости продолжит развиваться и трансформироваться концептуально, параллельно будет развиваться и интернет-торговля, а ритейлеры пойдут по пути омниакальности, давая своим покупателям выбор», – прогнозирует Валерий Трушин.

По его мнению, 2024 г. был первым за последнее время годом, когда владельцы торговых центров и ритейлеры «не находились под прессом внешних факторов».

Многие эксперты разделяют это мнение. Так, Резеда Садритдинова, коммерческий директор «Ритейл Парк 1», обращает внимание на то, что в 2024 г. инвесторы при покупке ТЦ обращали внимание на качественные площадки, а также оптимизацию и корректировку при необходимости тех форматов, которые были заявлены ранее.

«Торговые центры в большинстве своем смогли адаптироваться, заполнить пустующие локации, принять концептуальные и важные решения для будущего развития. 2024 г. в плане выхода новых брендов был также достаточно интересным: только по моим подсчетам вышло на рынок 23 новые марки, при этом около 35% из них – бренды из Китая. На 2025 г. заявлено также достаточно много новых марок, в основном из Турции», – комментирует Резеда Садритдинова.

Перспективным она считает также тренд на интеграцию нового предложения в стандартные магазины: например, открытие кафе в магазинах одежды. Это позволяет нарастить трафик и повысить лояльность посетителей к таким торговым точкам.

Впрочем, эксперты отмечают, что ситуация на рынке радикально изменилась после резкого повышения ключевой ставки Центробанка России. Рост ставки разделил рынок на «до» и «после», говорит Ольга Летютина, генеральный директор УК «Столица Менеджмент».

«Именно последние события в стране запустили механизм различных изменений во взаимодействии арендодателя и ритейла. С одной стороны, это повышение налогов для ИП, с другой – увеличение стоимости обслуживания кредитов для девелопмента, имеющего кредитные договоры с плавающей процентной составляющей. Все это неминуемо приведет к повышению арендных ставок», – прогнозирует она.

Многие объекты сменят собственников, которые не смогут обслуживать подорожавшие кредиты, добавляет Ольга Летютина.

Участники рынка возлагают большие надежды на «мирное разрешение внешнеполитической ситуации в связи со сменой руководства в США. Но есть и понимание, что Трамп может стать очередной утраченной иллюзией уже 2025 г.», признает Эдуард Тишко, директор, управляющий партнер LCM Consulting.