Конкурсный управляющий ЗАО «Кубаньстройпроект» (КСП) Павел Чураков требует привлечь к субсидиарной ответственности одного из своих предшественников на этом посту – Михаила Кравченко, который был управляющим с апреля 2019-го по январь 2021 года. Размер ответственности – 529,2 млн рублей, пишет «Коммерсантъ». Чураков указал, что Кравченко не передал преемнику бухгалтерские документы должника, печати и штампы, ненадлежащим образом проводил торги и работы по взысканию дебиторской задолженности и нарушил закон о банкротстве при распределении выручки от реализации предмета залога.
Компания КСП была создана в Краснодаре в 2000 году, она выполняла функции застройщика, заказчика и генерального инвестора. Возглавляла компанию и владела ею через ООО «Стройпроект-XXI» Мария Таратута, которая в 2016 году была включена в состав Общественного градостроительного совета при губернаторе Краснодарского края. Таратута была соучредителем в уставном капитале семи юрлиц. В 2010 году власти Краснодара сообщали, что ЗАО «Кубаньстройпроект» выступит инвестором реконструкции исторической части кубанской столицы. Но эти планы не были реализованы. КСП сдал два жилых комплекса в Краснодаре, третий значится в реестре проблемных домов Минстроя РФ как долгострой.
В 2016 году КСП получил убыток в размере 37,1 млн рублей против прибыли 5,6 млн рублей в 2015-м. Выручка в 2016 году упала до 25,7 млн рублей с 149,3 млн рублей в 2015-м. Следующий, 2017 год компания закончила с убытком 59,4 млн рублей при выручке 58,3 млн рублей. В 2018-м убыток достиг 288,7 млн рублей, выручка сократилась до 1,9 млн рублей.
В апреле 2018 года в отношении ЗАО «Кубаньстройпроект» было введено наблюдение по заявлению ООО «Краснодар Водоканал», которому КСП задолжал 21,8 млн рублей. А в апреле 2019-го ЗАО «Кубаньстройпроект» было признано банкротом, введено конкурсное производство (А32-4370/2017-14/34-Б). На данный момент в реестр внесены требования кредиторов на 4,2 млрд рублей.
Как следует из материалов дела, в декабре 2020 года Союз арбитражных управляющих «Возрождение», членом которого был Михаил Кравченко, попросил арбитраж освободить КУ от исполнения возложенных на него обязанностей. Основания: совет Союза АУ «Возрождение» в ноябре того же года исключил Кравченко из числа членов ассоциации.
Кравченко на посту КУ «Кубаньстройпроекта» вел активную деятельность. В частности, он подготовил несколько торгов по продаже имущества КСП. А в январе 2020 года на основании проведенного им финансового анализа компании уведомил арбитраж, что выявил признаки фиктивного и преднамеренного банкротства. Это заявление КУ продублировал в УВД Краснодара, краевую прокуратуру, местное УФСБ, Управление Росреестра по Краснодарскому краю. Он оценил ущерб от действий руководства и сомнительных сделок в 2,3 млрд рублей.
По данным Кравченко, активы компании на 31 марта 2019 года оценивались в 1,25 млрд рублей. Однако в результате действий или бездействия органов управления стоимость активов снизилась в несколько раз, а сумма ущерба составила 894,5 млн рублей. КУ выявил подозрительные сделки КСП, заключенные на заведомо невыгодных условиях. Ущерб от них Кравченко оценил в 1,44 млрд рублей. Например, руководство компании заключало с различными организациями договоры участия в долевом строительстве, по которым КСП должен был построить для партнеров помещения. Но оплату за эти работы компания не получала. В числе таких партнеров – ООО «Строительная Компания «Кубань», которая, по данным Кравченко, являлась аффилированным лицом по отношению к КСП, так как руководителем и учредителем «Кубани» был Алексей Алексеев, муж родной дочери руководителя и акционера «Кубаньстройпроекта». «То есть фактически сделка была совершена между заинтересованными лицами», – делает вывод КУ. Всего он выявил 126 подозрительных сделок в деятельности руководства КСП. По некоторым фактам были возбуждены уголовные дела.