Восточная верфь, строящая суда для ФСБ, Тихоокеанского флота и рыболовецких компаний, в 2021 году получила убыток 2,15 млрд рублей, акционеры говорят о миллиардных хищениях на предприятии.

Заявление о банкротстве в Арбитражный суд Приморского края АО «Восточная верфь» направило 13 октября (А51-17605/2022), сообщает «Интерфакс». Размер долга в документе не указан. По данным финансовой отчетности АО, в 2021 году завод получил убыток в размере 2,15 млрд рублей при выручке 4,83 млрд рублей. При этом 2020 год верфь закончила с прибылью 363 тыс. рублей и выручкой 3,03 млрд рублей.

В последние годы в СМИ появлялась информация о хищениях на предприятии. Так, в марте 2021 года председатель совета директоров и крупнейший акционер АО (доля 36,99%) Геннадий Лазарев обратился в МВД с просьбой возбудить уголовное дело по фактам проведенных на верфи проверок, которые выявили «отвлечения денежных средств на сумму более 1 млрд рублей в интересах сторонних организаций, а также хищения денежных средств, предназначенных на выполнение гособоронзаказа».

АО «Восточная верфь» – одно из ведущих судостроительных предприятий Дальнего Востока. Оно создано в 1994 году на базе Владивостокского судостроительного завода, который был открыт в 1952 году и строил преимущественно военные суда для Тихоокеанского флота и погранвойск. В постсоветский период верфь стала активнее развивать гражданское судостроение для нужд рыбопромысловых компаний региона.

В 2010-х годах крупнейшим заказчиком Восточной верфи была ФСБ: так, с 2011-го по 2016 годы завод получил от одной из ее структур (ФГКУ В/Ч 55056) контракты на строительство пограничных катеров и сторожевых кораблей в общей сложности на 7,41 млрд рублей. В 2016 году верфь подписала контракт стоимостью 2,5 млрд рублей с ЦКБ «Рубин» на поставку инженерного обеспечения.

В 2020 году АО «Восточная верфь» стало резидентом Свободного порта Владивосток и учредило для выполнения гражданских заказов специальную дочернюю структуру – ООО «Восточная верфь – гражданское судостроение». Эта компания заключила контракт на строительство шести судов для добычи и переработки крабов. Два краболова – судна «Охотск» и «Аян» для ООО «Дальневосточное побережье» – переданы заказчику в 2021 году. Еще два для ООО «Север» и по одному для ООО «Восход» и ООО «Амуррыбпром» находятся в стадии строительства.