Практикум для менеджмента компаний, подготовленный практикой разрешения споров и банкротства BGP Litigation.

Одно из ключевых последствий кризисных периодов в экономике — рост неплатежей со стороны контрагентов. Работа с проблемной задолженностью ассоциируется в первую очередь с юристами, судами и приставами. Но погружение в проблемные аспекты дебиторской задолженности показывает, что менеджмент компании играет одну из ключевых ролей в ее взыскании. Всему виной коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, от которого зависят общие финансовые показатели компании. Проблемная задолженность негативно влияет на его динамику и создает риски при выполнении менеджментом компании поставленных kpi. В итоге степень мониторинга за исполнением юридической функции по взысканию долгов усиливается год от года, а иногда перерастает и в непосредственную координацию финансовым директором деятельности внутренних служб и привлеченных консультантов.

По подходам к работе с дебиторкой можно выделить две условные группы:

1

системные,

2

несистемные кредиторы.

Системные кредиторы — компании, для которых работа с проблемной задолженностью — один из ключевых аспектов деятельности. Это прежде всего банковские и энергетические компании. Для несистемных кредиторов работа с проблемными активами — задача второго порядка. Это предприятия реального сектора экономики, страховые и прочие компании. Нагляднее всего различия между двумя категориями можно проиллюстрировать на условном банке — системном кредиторе и среднестатистической производственной компании — несистемном кредиторе (показатель, характеризующий скорость погашения дебиторской задолженности организации. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период дебиторская задолженность превращалась в денежные средства.).

Системные кредиторы

Во-первых, в банке четко разделены стадии работы с проблемной задолженностью, каждая из которых имеет утвержденные бизнес-процессы, регламентные сроки и ответственных лиц.

Во-вторых, системные кредиторы значительное внимание уделяют предварительной проработке договорной и обязывающей документации с контрагентами. Делают акцент на будущей работе с проблемной задолженностью, определяют порядок и сроки рассмотрения претензий, место и порядок рассмотрения споров, вводят модели обеспечения требований — залоги, поручительства, гарантии и т. д., назначают контрактных менеджеров по крупным проектам.

Несистемные кредиторы

В сфере несистемных кредиторов процессы взыскания долгов носят менее организованный, а зачастую и хаотичный характер. Как следствие, эффективность работы с дебиторкой находится на среднем или низком уровне. При этом несистемным кредиторам нет необходимости полностью перенимать модели системных. К примеру, вводить стадии hard-collection и обеспечивать каждую из своих отгрузок залогами.

Применение этих практик поможет улучшить финансовые показатели бизнеса. При подготовке практикума мы постарались избежать излишней правовой терминологии и больше внимания уделить практическим советам и описанию инструментов, которые помогут менеджменту компании.

Мы поделили весь процесс работы с дебиторкой на стадии и выделили на каждой из них контрольные точки, мониторинг исполнения которых позволит повысить итоговую эффективность сбора долгов.

В результате освоения практикума вы не только узнаете о лучших практиках взыскания долгов, но и сможете:

провести аудит действующих процессов и подходов к работе с просроченной задолженностью;

внедрить новые практики;

установить и поддерживать систему мониторинга за работой юридического отдела;

улучшить коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

Предварительная стадия

Создаем основу для эффективного взыскания долгов.

Регламентируем порядок работы с дебиторкой и устанавливаем KPI.

Выявляем нарушения и внедряем контрактный менеджмент.

Управление дебиторской задолженностью в рамках формирования оборотного капитала.

Внедряем систему обеспечения требований.

Определяем, где будем взыскивать долги.

Стадия Soft-Collection

Проводим досудебные переговоры с должником.

Проводим переговоры, медиацию и реструктуризацию.

Организуем эффективную претензионную работу.

Стадия Legal-Collection

Контролируем судебный процесс.

Не позволяем суду затягивать рассмотрение спора: механизм противодействия.

Блокируем затягивание сроков спора процессуальным оппонентам.

Работаем с залогами и поручителями на судебном этапе.

Применяем обеспечительные меры в суде и оцениваем их эффективность.

Привлекаем forensic-специалистов.

Стадия Bailiff & Bankruptcy

Проводим принудительное взыскание.

Обращаемся к судебным приставам.

Подаем исполнительный лист в банк должника.

Начинаем процедуру банкротства.

Боремся с фиктивными кредиторами.

Субординируем требования аффилированных кредиторов и исключаем корпоративные требования.

Оспариваем сделки должника.

Привлекаем к субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров должника.

Взыскиваем убытки с руководителей.

Взыскиваем убытки с арбитражных управляющих.

Чтобы получить полную версию практикума, пожалуйста, перейдите по ссылке.

Действующие лица:

Юлия Ефишова
Игорь Вершинин
старший юрист практики разрешения споров и банкротства Юридическая фирма BGP Litigation

Над материалом работали:

Владимир Ефремов
адвокат практики разрешения споров и банкротства, партнер Юридическая фирма BGP Litigation
Анастасия Черных
юрист практики разрешения споров и банкротства Юридическая фирма BGP Litigation