Одно из ключевых последствий кризисных периодов в экономике — рост неплатежей со стороны контрагентов. Работа с проблемной задолженностью ассоциируется в первую очередь с юристами, судами и приставами. Но погружение в проблемные аспекты дебиторской задолженности показывает, что менеджмент компании играет одну из ключевых ролей в ее взыскании. Всему виной коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, от которого зависят общие финансовые показатели компании. Проблемная задолженность негативно влияет на его динамику и создает риски при выполнении менеджментом компании поставленных kpi. В итоге степень мониторинга за исполнением юридической функции по взысканию долгов усиливается год от года, а иногда перерастает и в непосредственную координацию финансовым директором деятельности внутренних служб и привлеченных консультантов.
По подходам к работе с дебиторкой можно выделить две условные группы:
системные,
несистемные кредиторы.
Системные кредиторы — компании, для которых работа с проблемной задолженностью — один из ключевых аспектов деятельности. Это прежде всего банковские и энергетические компании. Для несистемных кредиторов работа с проблемными активами — задача второго порядка. Это предприятия реального сектора экономики, страховые и прочие компании. Нагляднее всего различия между двумя категориями можно проиллюстрировать на условном банке — системном кредиторе и среднестатистической производственной компании — несистемном кредиторе (показатель, характеризующий скорость погашения дебиторской задолженности организации. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает, сколько раз за период дебиторская задолженность превращалась в денежные средства.).
Системные кредиторы
Во-первых, в банке четко разделены стадии работы с проблемной задолженностью, каждая из которых имеет утвержденные бизнес-процессы, регламентные сроки и ответственных лиц.
Во-вторых, системные кредиторы значительное внимание уделяют предварительной проработке договорной и обязывающей документации с контрагентами. Делают акцент на будущей работе с проблемной задолженностью, определяют порядок и сроки рассмотрения претензий, место и порядок рассмотрения споров, вводят модели обеспечения требований — залоги, поручительства, гарантии и т. д., назначают контрактных менеджеров по крупным проектам.
Несистемные кредиторы
В сфере несистемных кредиторов процессы взыскания долгов носят менее организованный, а зачастую и хаотичный характер. Как следствие, эффективность работы с дебиторкой находится на среднем или низком уровне. При этом несистемным кредиторам нет необходимости полностью перенимать модели системных. К примеру, вводить стадии hard-collection и обеспечивать каждую из своих отгрузок залогами.
Применение этих практик поможет улучшить финансовые показатели бизнеса. При подготовке практикума мы постарались избежать излишней правовой терминологии и больше внимания уделить практическим советам и описанию инструментов, которые помогут менеджменту компании.
Мы поделили весь процесс работы с дебиторкой на стадии и выделили на каждой из них контрольные точки, мониторинг исполнения которых позволит повысить итоговую эффективность сбора долгов.
В результате освоения практикума вы не только узнаете о лучших практиках взыскания долгов, но и сможете:
провести аудит действующих процессов и подходов к работе с просроченной задолженностью;
внедрить новые практики;
установить и поддерживать систему мониторинга за работой юридического отдела;
улучшить коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.
Предварительная стадия
Создаем основу для эффективного взыскания долгов.
Регламентируем порядок работы с дебиторкой и устанавливаем KPI.
Выявляем нарушения и внедряем контрактный менеджмент.
Управление дебиторской задолженностью в рамках формирования оборотного капитала.
Внедряем систему обеспечения требований.
Определяем, где будем взыскивать долги.
Стадия Soft-Collection
Проводим досудебные переговоры с должником.
Проводим переговоры, медиацию и реструктуризацию.
Организуем эффективную претензионную работу.
Стадия Legal-Collection
Контролируем судебный процесс.
Не позволяем суду затягивать рассмотрение спора: механизм противодействия.
Блокируем затягивание сроков спора процессуальным оппонентам.
Работаем с залогами и поручителями на судебном этапе.
Применяем обеспечительные меры в суде и оцениваем их эффективность.
Привлекаем forensic-специалистов.
Стадия Bailiff & Bankruptcy
Проводим принудительное взыскание.
Обращаемся к судебным приставам.
Подаем исполнительный лист в банк должника.
Начинаем процедуру банкротства.
Боремся с фиктивными кредиторами.
Субординируем требования аффилированных кредиторов и исключаем корпоративные требования.
Оспариваем сделки должника.
Привлекаем к субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров должника.
Взыскиваем убытки с руководителей.
Взыскиваем убытки с арбитражных управляющих.
Чтобы получить полную версию практикума, пожалуйста, перейдите по ссылке.