До 2020 года предприятие являлось монополистом строительства подземки в Санкт-Петербурге. Теперь принадлежащее ему имущество находится в залоге у компании «Метрострой Северной столицы», учрежденной группой ВТБ.

Конкурсный управляющий ОАО «Метрострой» Светлана Судья опубликовала результаты оценки имущества предприятия. В перечне – 12 объектов, их общая стоимость – более 5,02 млрд рублей. Почти всю эту сумму – 4,98 млрд – составляет цена земельного участка площадью более 6,2 га на улице Ивана Черных в Петербурге. Еще в 41 млн рублей оценено здание заводоуправления (591 кв. м), расположенное на этом участке.

Балансовая стоимость этого имущества составляет 46,34 млн рублей.

Эти объекты находятся в залоге АО «Метрострой Северной столицы», учрежденного в октябре 2020 года группой ВТБ.

В отношении петербургского «Метростроя» в 2020 году была введена процедура наблюдения, в 2021-м – конкурсное производство. В октябре 2021 года собрание кредиторов предприятия приняло решение о том, чтобы запретить ему хозяйственную деятельность.

ОАО «Метрострой» – правопреемник Ленметростроя, акционированного в 1993 году, – раньше был монополистом строительства петербургского метро. Акционерный капитал предприятия накануне его банкротства распределялся так: бывший гендиректор «Метростроя» Николай Александров – 24,99%, его жена Ольга Александрова – 13,63%, комитет имущественных отношений Петербурга – 21%, ГУП «Петербургский метрополитен» – 25%, остальное делили миноритарии.

В середине 2010-х петербургское метростроение попало в период турбулентности. Несколько влиятельных московских бизнес-структур заявили, что намерены потеснить «Метрострой» на этом рынке. При этом Правительство Петербурга неоднократно переносило многомиллиардные тендеры на строительство подземки, сокращало финансирование проектов. Например, в 2016 году Смольный сразу почти на 10 млрд рублей (до 25,9 млрд) срезал объемы финансирования Фрунзенского радиуса метро, утвержденные госэкспертизой.

В результате «Метрострой» стал задерживать расчеты с поставщиками и сроки сдачи объектов, у Смольного появились претензии к качеству их строительства. В 2019-м и 2020 годах «Метрострой» не получил ни одного нового госконтракта.

Итог – сокращение более чем втрое выручки предприятия: с 25,2 млрд рублей в 2018 году до 8,85 млрд в 2019-м. «Метрострой» закончил 2019 год с убытком в 5,1 млрд рублей. До этого в минус он не работал никогда.

В 2019 году была инициирована процедура банкротства предприятия по иску Федеральной налоговой службы. На момент банкротства компании ее долг перед кредиторами составлял 1,41 млрд рублей (сейчас около 8 млрд).

Вместо старого подрядчика подземку вызвалось строить новое АО «Метрострой Северной столицы». В 2020 году его представители заявляли, что 65% в его уставном капитале будут переданы Санкт-Петербургу. Но пока 100% акций владеет группа ВТБ.