Арбитражный суд Московского округа отменил акты нижестоящих судов, которые ранее удовлетворили требование ЦБ о взыскании с бывшего основного владельца Бинбанка Микаила Шишханова и экс-предправления банка Александра Лукина солидарно 71,2 млрд рублей убытков, причиненных санацией Бинбанка, сообщило РИА Новости. Дело направлено на новое рассмотрение.
Тем самым окружной суд удовлетворил жалобы Шишханова и Лукина.
При этом окружной суд отклонил жалобу ЦБ, который требовал взыскать убытки также еще с трех ответчиков. Ранее суды первой и апелляционной инстанций отклонили требования ЦБ к членам правления Бинбанка Петру Морсину и Константину Калагину, а также к члену совета директоров Кириллу Любенцову. Суды не признали их лицами, контролировавшими Бинбанк.
ЦБ в 2017 году взял банки Открытие и Бинбанк на санацию и в 2018 году решил их объединить. При этом плохие и непрофильные активы были переданы банку Траст.
В сентябре 2020 года ЦБ предъявил иск о взыскании убытков к солидарным ответчикам — Микаилу Шишханову и другому совладельцу Бинбанка Михаилу Гуцериеву, а также четырем бывшим топ-менеджерам Бинбанка. В марте 2021 года суд утвердил мировое соглашение Открытия с Гуцериевым на 14,2 млрд рублей, после чего прекратил производство по требованиям к нему.
Проводя санацию, ЦБ внес в уставный капитал Бинбанка около 57 млрд рублей. От этой суммы и была рассчитана сумма иска.
Ответчики в суде заявили, что расчет по формуле, появившейся в законе в 2018 году, то есть уже после начала оздоровления Бинбанка, неприменим к этому делу, так как норма не имеет обратной силы.
Также, заявили ответчики, ЦБ получил прибыль уже по итогам 2018 года, а также получил акции банка, стоимость которых превышала размер докапитализации Бинбанка. То есть никаких убытков у Центробанка из-за санации не возникло.
Суды двух инстанций согласились с доводами истца о том, что вина ответчиков заключается в самом факте доведения банка до санации. Суды также сочли правомерным применение формулы.
Однако ранее Верховный суд в рамках спора о взыскании убытков с контролирующих лиц Промсвязьбанка признал формулу из закона о банкротстве, по которой рассчитываются убытки от санации, не применимой к отношениям, имевшим место до того, как формулу добавили в закон.