Срок моратория, введенного 1 апреля 2022 года, истекает 1 октября. Мораторий означает, что кредиторы не могут подавать заявления о банкротстве граждан и компаний. Но юрлица и граждане могут заявить о собственной несостоятельности.
В Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) входят крупнейшие компании: Wildberries, Ozon, DNS, «М.Видео – Эльдорадо» и другие. В своем письме к главе правительства Михаилу Мишустину они обращают его внимание на то, что ретейл пострадал от политических и экономических проблем больше многих других отраслей, пишет «Коммерсантъ». Из России ушли иностранные поставщики, сломались логистические цепочки, снизилась покупательская способность населения, отмечают в АКИТ. Некоторые компании оказались в критической ситуации, особенно в тех случаях, когда государственные органы взыскивают с них долги, несмотря на действие моратория.
О продлении моратория премьера также попросили и участники Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН). Они отмечают, что россияне стали менее аккуратно платить за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). По итогам первого квартала 2022 года долг населения за ЖКУ достиг 804,5 млрд рублей, что на 7,6% больше, чем за тот же период 2021-го (данные за второй квартал пока не опубликованы). Рост долгов за коммунальные услуги угрожает деятельности управляющих организаций, которые не могут погасить обязательства перед поставщиками, говорят в АКОН.
Однако другие участники того же жилищно-коммунального рынка, наоборот, считают мораторий вредной мерой. Так, еще летом российские энергетики в своем письме предупредили Правительство РФ, что запрет принудительно собирать средства с должников может негативно сказаться на качестве предоставления коммунальных услуг. Это обращение подписали крупнейшие генерирующие компании: «Интер РАО», «Т Плюс», «Газпромэнергохолдинг» и другие.
На текущий момент отдельные негативные последствия санкционного давления удалось сгладить эффективными экономическими мерами, предпринятыми государством. Сегодня для отдельных компаний ситуация остается критической. Завершение моратория в октябре 2022 года, при отсутствии экономической стабилизации, ставит под угрозу нормальное функционирование бизнеса в период продолжения действия беспрецедентных экономических санкций, несет в себе риск волны банкротств юридических лиц и возможному прекращению деятельности ряда крупнейших предприятий, в том числе, системообразующих. Действие меры нужно продлить для наиболее пострадавших отраслей, для тех, кто все еще настраивает свою работу после череды санкций недружественных стран. Важно вместе с бизнесом тщательно проработать все возможные нюансы.
В ретейле также не все игроки разделяют мнение подписантов из АКИТ. Например, управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов считает, что мораторий на банкротство вредит владельцам торговых центров, которые не могут взыскать неустойки за простой с иностранных сетей, приостановивших работу в России. А глава DNA Realty Антон Белых отмечает, что мораторий дает арендаторам возможность давить на арендодателей, требуя скидок, так как якобы у ретейлеров возникли проблемы с поставками. Хотя на самом деле таких проблем у многих нет.