Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил заявление Промсвязьбанка (ПСБ) и взыскал с бывших владельцев банка Алексея и Дмитрия Ананьевых 91,2 млрд рублей. Это в два с лишним раза меньше заявленных Промсвязьбанком требований. В частности, суд отказался взыскивать с Ананьевых 88,3 млрд рублей убытков, связанных с затратами на санацию ПСБ.
В 2018 году Промсвязьбанк потребовал в суде взыскать 243,2 млрд рублей с бывших контролирующих банк лиц: братьев Ананьевых и кипрской Promsvyaz Capital B.V., через которую братья Ананьевы контролировали кредитную организацию. Также суммы от 167,9 млрд рублей до 89,9 млрд рублей ПСБ потребовал взыскать с 10-ти бывших руководителей банка.
В деле было несколько эпизодов, каждый из которых суд рассмотрел по отдельности. Так, Арбитражный суд Москвы оценил законность сделок по приобретению облигаций, отказав ПСБ во взыскании убытков в этой части. “Совокупность обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что сам по себе выкуп «старых» субординированных облигаций и приобретение «новых» субординированных облигаций не привело к возникновению у банка какого-либо убытка. Напротив, имеющаяся у членов Правления информация на момент принятия решения об одобрении данной сделки свидетельствовала об экономической целесообразности от совершения данной сделки.”, - указал суд.
Также суд отдельно изучил сделки ПСБ с компаниями, связанными с контролирующими лицами, отказавшись удовлетворять требования ПСБ и в этой части. Были рассмотрены сделки с офшорной компанией Emeraldsun Holdings Limited, ООО «РПХ Строй», ООО «ПСН ПМ», ООО «Ракатан», ООО «Юнитекс» и еще ряд сделок. “Совокупность установленных при рассмотрении данного эпизода искового заявления обстоятельств, свидетельствует о том, что истцом не доказаны условия для привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания спорных убытков”, - подчеркнул суд.
Отдельно суд рассмотрел эпизод с замещением в кредитном портфеле заемщиков, осуществляющих реальную хозяйственную деятельность, «техническими» компаниями», а также выдачу кредитов офшорным компаниям, сделки (в частности, предоставление кредитов) с компаниями, аффилированными бывшим бенефициаром банка, и иные сомнительные сделки. По этому эпизоду суд солидарно взыскал с Алексея Ананьев и Promsvyaz Capital B.V. 11,5 млрд рублей, а с Дмитрия Ананьева - 9,9 млрд рублей.
Основной эпизод оказался связан со сделками по приобретению неликвидных ценных бумаг в декабре 2017 года. Речь о заключении Промсвязьбанком с Minga Management Limited, Promsvyaz Capital B.V., Fintailor Investments Limited 24-х договоров купли-продажи акций ПСБ и облигаций ООО «ПСН ПМ», АО «Промсвязькапитал», Петерс Интершнешнл (Кайман) Лимитед и PSB Finance S.A. С братьев Ананьевых в этой части солидарно взысканы 79,6 млрд рублей, а с Promsvyaz Capital B.V. - 11,6 млрд рублей.
При этом Арбитражный суд Москвы отказался взыскивать с братьев Ананьевых 88,2 млрд рублей убытков из-за санации ПСБ на основании абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве. В материалах дела сказано, что Промсвязьбанк определил убытки как расходы, понесенные Банком России и определяемые как разница между полученным Банком России доходом (либо доходом, который будет получен в соответствии с заключенным договором) при предоставлении денежных средств Фонда консолидации банковского сектора и доходом, который мог бы быть получен Банком России при размещении денежных средств в том же объеме и на тот же срок по ключевой ставке, действовавшей на момент предоставления денежных средств Фонда консолидации банковского сектора.
Отказывая ПСБ в этой части во взыскании убытков с Ананьевых, суд отметил, что указанная норма не может применяться к рассматриваемым правоотношениям, поскольку положения абз. 2 п. 5 ст. 189.23 Закона о банкротстве вступили в силу 08.06.2018 года на основании Федерального закона от 23.04.2018 No 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ФЗ No87) и не имеют обратной силы, тогда как ранее судом было установлено, что как введение в Банке временной администрации (декабрь 2017 г.), так и соответствующая финансовая помощь Банку (декабрь 2017 г. – март 2018 г.) была предоставлена до указанной даты.
Суд отметил, что в соответствии с общим принципом действия закона во времени закон обратной силы не имеет и распространяется исключительно на отношения, которые возникли после введения его в действие, тогда как только законодатель вправе придать закону обратную силу. В ФЗ No 87 отсутствует специальная оговорка о том, что его положения применяются к правоотношениям, имевшим место до дня вступления его в законную силу.
В итоге Арбитражный суд Москвы удовлетворил первоначальные требования ПСБ лишь частично. Он обязал братьев Ананьевых и Promsvyaz Capital B.V. солидарно заплатить 91,2 млрд рублей убытков.