Конкурсное производство является завершающим этапом процедуры банкротства. Цель конкурсного производства — аккумулирование имущества должника-банкрота и его дальнейшее распределение пропорционально требованиям кредиторов.

Должник считается признанным банкротом, а процедура конкурсного производства открытой с момента вынесения решения арбитражного суда, а не с момента опубликования мотивированного решения, поскольку такое решение подлежит немедленному исполнению. При этом в отличие от иных процедур, которые вводятся определением арбитражного суда, конкурсное производство вводится именно решением арбитражного суда.

В связи с введением конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, который становится основной фигурой в ходе дела о банкротстве и единственным легитимным руководителем должника, о чем вносится соответствующая запись в единый государственный реестр юридических лиц. 

Основные последствия открытия в отношении должника конкурсного производства закреплены в ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — закон о банкротстве), и их можно подразделить на организационные и имущественные.

Кроме того, последствия открытия конкурсного производства можно подразделить на:

1

последствия для должника и его органов управления,

2

последствия для должника и кредиторов.

Также важно отметить, что после введения конкурсного производства деятельность должника императивно не завершается (при условии, если она еще ведется на момент открытия процедуры), однако собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника, за исключением: 

если прекращение деятельности повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы;

прекращения эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее — социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан.

Последствия открытия конкурсного производства для споров вне рамок дела о банкротстве

Одним из основных последствий открытия конкурсного производства является применение специального режима предъявления требований к должнику и, соответственно, их погашения. Требования, подлежащие предъявлению в рамках дела о банкротстве, но не заявленные, удовлетворению не подлежат и будут считаться погашенными в случае завершения конкурсного производства (абз. 3 п. 9 ст. 142 закона о банкротстве).

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» указано, что, согласно абз. 7 п. 1 ст. 126 закона о банкротстве, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве.

Более того, в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые относятся к реестровым и рассматриваются по правилам ст. 100 закона о банкротстве.

В случае если на дату открытия конкурсного производства вне рамок дела о банкротстве остаются нерассмотренными исковые заявления кредиторов к должнику, то такие судебные производства подлежат прекращению. 

Такие требования должны быть заявлены в деле о банкротстве в специально установленные сроки, пока реестр требований кредиторов считается открытым. Срок, в течение которого реестр считается открытым, — два месяца с момента опубликования сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном печатном издании — газете «Коммерсантъ» (абз. 3 п. 1 ст. 142 закона о банкротстве).

Информация об открытии конкурсного производства должна быть направлена конкурсным управляющим для опубликования в течение десяти календарных дней с момента его утверждения. Срок должен отсчитываться с момента публикации в официальном печатном издании (в газете «Коммерсантъ»).

Кредиторы, заявившие требования после закрытия реестра, считаются «опоздавшими». Требования таких кредиторов удовлетворяются после погашения всех требований, включенных в реестр. 

Последствия открытия конкурсного производства для представителей должника

Как уже отмечалось, в силу п. 1 ст. 129 закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия. В п. 130 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения внешнего управления, а с открытием конкурсного производства прекращаются полномочия как руководителя должника, так и иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, в связи с чем действие доверенностей, выданных указанными лицами для представления интересов должника, прекращается.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 188 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) действие доверенности прекращается вследствие введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

Таким образом, доверенности отменяются в силу закона с момента введения процедуры конкурсного производства, а отношения представительства прекращаются. 

Для печати.pdf

Над материалом работали:

Валерия Титкова
арбитражный управляющий Союз арбитражных управляющих «Авангард»