Наблюдение не применяется судом в отношении ликвидируемых, отсутствующих должников, специализированного общества и ипотечного агента, кредитных, финансовых, страховых организаций, застройщика.
Правовая основа:
гл. 4 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — закон о банкротстве);
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»;
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».
Наблюдение является предварительной процедурой, по результатам которой определяется ход дальнейших процедур банкротства.
Закон о банкротстве определяет наблюдение как процедуру, применяемую в следующих целях (абз. 13 ст. 2 закона о банкротстве):
обеспечение сохранности имущества должника;
проведение анализа финансового состояния должника;
составление реестра требований кредиторов;
проведение первого собрания кредиторов.
Введению наблюдения предшествует подача кредитором или иным уполномоченным лицом заявления о признании должника банкротом. Такой кредитор будет иметь статус заявителя по делу о банкротстве. Арбитражный суд, принимая заявление о признании должника банкротом, назначает заседание по проверке обоснованности такого заявления. Ранее, в период действия старого закона о банкротстве 1998 года, процедура наблюдения вводилась одновременно с принятием арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
При этом, чтобы суд мог иметь объективное представление о состоянии должника, современная редакция закона о банкротстве также обязывает должника предоставить отзыв на заявление о признании его банкротом в течение десяти дней с момента подачи такого заявления.
Наблюдение вводится на срок до семи месяцев (ст. 51 закона о банкротстве). По общему правилу данный срок не может быть продлен. Однако в исключительных случаях продление срока допускается на основании ч. 2 ст. 152 АПК РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках»). На практике такое происходит достаточно часто по причинам, связанным с наличием в производстве суда нерассмотренных требований, о чем будет подробнее указано в следующих разделах.
Именно с момента вынесения определения о введении наблюдения и начинается данная процедура. Определение о введении наблюдения вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение десяти рабочих дней.
Вместе с введением процедуры наблюдения суду надлежит рассмотреть вопрос о назначении временного управляющего (абз. 3 п. 2 ст. 49 закона о банкротстве). Кандидатура временного управляющего определяется заявителем по делу о банкротстве из числа членов саморегулируемой организации (далее — СРО).
Однако заявитель может ограничиться выбором СРО без указания на конкретного арбитражного управляющего. В такой ситуации суд направляет запрос в определенную заявителем СРО с просьбой предоставить кандидатуру временного управляющего, которая определяется из числа арбитражных управляющий данной СРО, заинтересованных в сопровождении процедуры.
В случае, если кандидатура арбитражного управляющего не представлена СРО (или иными уполномоченными субъектами) в течение трех месяцев с даты введения наблюдения, арбитражный суд может поставить вопрос о прекращении производства по делу.
Кроме того, в случае, если на момент вынесения определения о введении наблюдения назначение временного управляющего невозможно, арбитражный суд выносит определение о введении наблюдения и об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней с даты вынесения определения о введении наблюдения (п. 3 ст. 49 закона о банкротстве). Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда кандидатура временного управляющего не утверждена судом и на протяжении нескольких месяцев.
В случае если заявитель по делу о банкротстве является заинтересованным по отношению к должнику лицом, то кандидатура временного управляющего подлежит определению случайной выборкой. Порядок функционирования случайной выборки до настоящего времени не определен законодателем и определяется судами самостоятельно.
На основании определения арбитражного суда о введении процедуры наблюдения приостанавливаются имущественные взыскания по исполнительным документам (за некоторыми исключениями).
Не допускается приостановление имущественных взысканий по исполнительным документам (ст. 63 закона о банкротстве):
выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате;
о выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;
об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
о выплате компенсации сверх возмещения вреда.
Формирование реестра требований кредиторов, определение их очередности, подготовка к первому собранию кредиторов
Временный управляющий в десятидневный срок с момента введения процедуры наблюдения обязан обеспечить опубликование в газете «Коммерсантъ» сообщения о введении данной процедуры (Десятидневный срок устанавливается по аналогии закона со ст. 128 закона о банкротстве [Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"»]). Отмечаем, что газета «Коммерсантъ» выпускает печатные издания каждую субботу при условии внесения платы до 12:00 среды соответствующей недели. Именно с момента выпуска печатного издания газеты «Коммерсантъ» судами принято отсчитывать 30-дневный срок на предъявление кредиторами требований о включении в реестр требований кредиторов должника для целей участия в первом собрании кредиторов.
Помимо этого, в течение трех дней с даты введения наблюдения сообщение о введении наблюдения размещается на ЕФРСБ.
По результатам процедуры наблюдения временный управляющий также публикует сообщения о результатах наблюдения.
Как уже отмечалось, в течение 30 дней с момента опубликования сообщения в печатном издании газеты «Коммерсантъ» кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику (п. 1 ст. 71 закона о банкротстве). При этом указанные требования направляются как самому должнику, так и временному управляющему, а также в суд. Кредитор должен обосновать свое требование, приложив к нему судебный акт или первичные документы (п. 1 ст. 71 закона о банкротстве).
Решение о включении того или иного требования в реестр принимается арбитражным судом, при этом должник, а также временный управляющий могут возражать против включения того или иного требования в реестр (п. 2 ст. 71 закона о банкротстве). Помимо этого, возражать против включения того или иного требования в реестр могут кредиторы должника, чьи требования были приняты арбитражным судом к рассмотрению (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"»).
В соответствии с п. 6 ст. 71 закона о банкротстве при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения дела, обязывающее временного управляющего отложить проведение первого собрания кредиторов.
Кроме того, в случае если к моменту истечения установленного срока на завершение процедуры банкротства не будут рассмотрены требования кредиторов, размер которых может повлиять на принятие решения на первом собрании кредиторов, то временный управляющий или кредитор может просить суд применить обеспечительные меры в виде запрета проведения первого собрания кредиторов, либо суд может отложить проведение первого собрания кредиторов (п. 6 ст. 71 закона о банкротстве).
По окончании рассмотрения обоснованности требований они включаются в реестр требований кредиторов для дальнейшего проведения первого собрания кредиторов. Требования кредиторов, не успевших предъявить свои требования в тридцатидневный срок, подлежат рассмотрению в течение месяца с момента введения следующей процедуры банкротства (п. 7 ст. 71 закона о банкротстве).
Кроме того, временный управляющий обязан самостоятельно выявлять кредиторов должника и уведомлять их о ведущейся процедуре наблюдения.
Анализ финансового состояния должника
Проведение анализа финансового состояния должника является одной из обязанностей временного управляющего.
Анализ финансового состояния проводится самим временным управляющим, однако закон о банкротстве не запрещает привлечение аудитора. Более того, в некоторых случаях привлечение аудитора является обязательным.
При данных условиях привлечение аудитора является обязательным (п. 2 ст. 70 закона о банкротстве): Ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности должника подлежат обязательному аудиту в соответствии с законодательством, и:
данные документы присутствуют у должника, но их достоверность не подтверждена аудитором;
данные документы у должника отсутствуют.
Закон о банкротстве предусматривает гарантии, обеспечивающие возможность проведения финансового анализа должника. Органы управления должника обязаны предоставлять управляющему любую информацию, касающуюся деятельности должника. Физические и юридические лица, а также госорганы предоставляют запрашиваемую управляющим информацию в течение семи дней со дня получения запроса и без взимания какой-либо платы (п. 2 ст. 66 закона о банкротстве). Орган или организация, в которую направлен запрос, обязаны предоставить временному управляющему запрошенную информацию под угрозой ответственности. Ответственность предусмотрена ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ и включает в себя наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Приведенный перечень является примерным. Временный управляющий вправе направлять запросы и в иные органы и организации.
Период запрашиваемой информации должен затрагивать не менее трех лет, предшествующих дате принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Такой срок обусловлен не только необходимостью проведения финансового анализа должника и выявления момента возникновения признаков банкротства, но и выявления сделок, подлежащих оспариванию в порядке, предусмотренном законом о банкротстве.
В запросе временного управляющего, как правило, принято указывать информацию об ограничениях, накладываемых на должника в соответствии с законом о банкротстве (например, уведомление о запрете заключать сделки на сумму более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения).
Помимо этого, законом о банкротстве прямо предусматривается обязанность руководителя должника в течение 15 дней после с даты утверждения временного управляющего предоставить временному управляющему и арбитражному суду перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения (п. 3.2 ст. 64 закона о банкротстве). Руководитель должника также обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе имущества (п. 3.2 ст. 64 закона о банкротстве).
Руководитель должника в течение десяти дней с даты вынесения определения о введении наблюдения обязан обратиться к учредителям (участникам) должника с предложением провести общее собрание учредителей (участников) должника, к собственнику имущества должника — унитарного предприятия для рассмотрения вопросов об обращении к первому собранию кредиторов должника с предложением о введении в отношении должника финансового оздоровления, проведении дополнительной эмиссии акций и иных вопросов, предусмотренных законом о банкротстве (п. 4 ст. 64 закона о банкротстве).
Стоит учитывать, что невыполнение руководителем должника требований, предусмотренных законом о банкротстве, может повлечь его отстранение от должности. Руководитель должника отстраняется от должности арбитражным судом по ходатайству временного управляющего за нарушения руководителем закона о банкротстве (п. 1 ст. 69 закона о банкротстве).
Проведение первого собрания кредиторов
По окончании формирования реестра требований кредиторов и анализа финансового состояния должника временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет кредиторов о его проведении.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Важно помнить, что залоговые кредиторы на первом собрании кредиторов имеют право голоса в полном объеме, в отличие от последующих процедур, в рамках которых залоговые кредиторы голосуют своими «залоговыми голосами» только по некоторым вопросам.
Составление отчета и заключения о финансовом состоянии должника является одной из обязанностей временного управляющего. Данные документы предоставляются в арбитражный суд. При этом судебная практика исходит из того, что отчет и заключения должны быть предоставлены суду, даже если первое собрание кредиторов не было созвано, поскольку данные обстоятельства не препятствуют оценке финансового состояния должника.
Отметим, что в случае выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства временному управляющему надлежит обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Отмечаем, что ст. 196 и 197 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за преднамеренное и фиктивное банкротство.
Окончание наблюдения:
принятие судом решения о введении финансового оздоровления;
принятие судом решения о введении внешнего управления;
принятие судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Сообщение об окончании процедуры наблюдения также подлежит опубликованию в газете «Коммерсантъ». Сообщение об окончании процедуры наблюдения должно дополнительно к ранее указанному включать следующую информацию (п. 6.2 ст. 28 закона о банкротстве):
даты вынесения судебных актов о введении наблюдения и об окончании наблюдения, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании наблюдения [в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе наблюдения требований по каждой очереди требований;
выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника), сведения о дате проведения первого собрания кредиторов и принятых им решениях, сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения;
сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Итог
С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.
По результатам процедуры наблюдения временный управляющий также публикует сообщения о результатах наблюдения.