Владимир, добрый день! Вы инициировали данный законопроект о страховании ответственности арбитражных управляющих. Можете ли поделиться причинами, которые вас к этому подтолкнули?
Инициирование этого законопроекта было вызвано его актуальностью и важностью для отрасли банкротств в России. Мы наблюдаем существенные проблемы и сложности в практической сфере страхования ответственности арбитражных управляющих, включая необоснованно высокие страховые премии, которые выставляют страховые организации в условиях отсутствия альтернативных способов обеспечения финансовой ответственности АУ, а также произвольные отказы страховщиков в заключении договора.
Мы видим потребность в конкретизации нормативного регулирования этого вопроса и в улучшении условий для участников этой отрасли. Осознавая серьезность ситуации, уже не только государственные регуляторы в этой сфере начали высказываться о необходимости поиска альтернативных путей ее решения.
Известно, что даже во Всероссийском союзе страховщиков высказываются относительно неработающей модели вмененного страхования этой категории специалистов и необходимости искать альтернативу.
Как говорится, в воздухе ощущается реальная необходимость в установлении четких «правил игры», что поможет снизить неопределенность и непредсказуемость на рынке.
Таким образом, путем этого законопроекта мы стремимся создать среду, в которой арбитражные управляющие и страховые компании могут работать взаимовыгодно, с учетом интересов всех сторон.
Руководствовались ли вы мировой практикой в этих вопросах?
Выступая за допуск ОВС к страхованию ответственности арбитражных управляющих, мы исходим из того хорошо известного экспертам факта, что ОВС занимают важное место в системе страховых отношений большинства зарубежных стран.
Взаимное страхование — это древнейший инструмент, страхование в его наиболее «экологически чистой» форме, взаимный обмен рисками, при котором не преследуется цель извлечения прибыли. Исторически сложилось так, что ВС осуществлялось среди представителей родственных профессий и видов деятельности.
На сегодняшний день в мировом объеме страховой премии доля ОВС составляет порядка 27% (примерно 1,3 трлн долларов США). Лидерами считаются Финляндия — 73%, Австрия — почти 60%, Германия — около 44%.
Есть данные, что в первую десятку крупнейших мировых страховщиков входят шесть именно ОВС.
В то же время в России последние 20 лет уровень страхования остается крайне низким — не более 1,4% ВВП. При этом сегодня во многих сегментах страхового рынка предложение страховых услуг или сократилось, или оказалось неэффективным, или стало вообще недоступным (как страхование ответственности туроператоров или арбитражных управляющих).
Поэтому свою задачу мы видим не столько в том, чтобы ускорить, сколько чтобы сделать шаг по созданию цивилизованной правовой базы для развития ОВС. Прежде всего необходимо снять надуманные ограничения в их применении (можно напомнить о действующих ограничениях по численности не более 500 юрлиц и 2000 физлиц и видам страхования).
В мировой практике страхования трудно обнаружить ограничения по численности клиентов.
Вы собираетесь привлекать заинтересованные стороны для обсуждения этого законопроекта и его последствий для отрасли?
Считаю критически важным участие всех заинтересованных сторон в процессе обсуждения и принятия любых законодательных решений.
Как будет усиливаться конкуренция между страховыми организациями для снижения тарифов?
Введение возможности для обществ взаимного страхования участвовать в страховании ответственности арбитражных управляющих является одним из путей усиления конкуренции. Мы предполагаем, что это приведет к снижению страховых тарифов и увеличит доступность страхования для арбитражных управляющих, а также снизит существующие риски.
— В вашем законопроекте предлагается сделать страхование ответственности арбитражных управляющих обязательным и подчинить его тарифному регулированию. Видите ли вы это как тему для дальнейших дискуссий?
— Да, я считаю этот вопрос дискуссионным. Нам важно обеспечить стабильность и защиту участников отрасли банкротств, особенно в контексте текущей ситуации на рынке страхования ответственности арбитражных управляющих, необходимо также учесть ряд особенностей этого рынка.
В частности, нам следует взвесить, будет ли обязательное страхование и тарифное регулирование способствовать или препятствовать конкуренции, улучшению качества услуг и защите интересов арбитражных управляющих и их клиентов.
Кроме того, мы должны принять во внимание мнение Центрального банка России, который ранее высказал позицию о том, что страхование ответственности арбитражных управляющих не является видом обязательного страхования в классическом понимании этого термина.
Следовательно, при обсуждении и доработке законопроекта мы должны проанализировать все возможные последствия и учесть мнение всех заинтересованных сторон.