Организация «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) попросила Правительство РФ освободить российские компании от ответственности за обслуживание импортной электроники и софта. Речь идет о тех случаях, когда зарубежные производители отказались предоставлять техподдержку и гарантийное обслуживание в России, и отечественным интерграторам и поставщикам приходится отвечать на претензии клиентов, поясняет «Коммерсантъ». Пользователи серверов, систем хранения данных, коммуникационного оборудования и других продуктов пытаются через суд призвать российские компании к ответственности, что грозит массовыми банкротствами участников рынка, беспокоятся в ОПИ.
Например, в июне 2022 года Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ООО «Талмер» к ООО «Делл» («дочка» американской Dell) на 778,6 млн рублей. По соглашению от 10 июня 2019 года партнеры договорились, что «Делл» будет обслуживать поставляемое оборудование до 27 июля 2025 года. Однако весной 2022-го «Делл» расторг соглашение, ссылаясь на антироссийские санкции.
ПАО «Мегафон», привлеченное к делу в качестве третьего лица, является пользователем этого оборудования, критически необходимого компании для оказания услуг связи. Для использования оборудования «Талмер» приобрел программное обеспечение VMware, а «Делл» должен был осуществлять техническую поддержку и обновление этого софта. Но теперь это невозможно из-за санкций. «Мегафон» предъявляет претензии «Талмеру», с которым он заключал соответствующий договор.
В октябре суд отменил решение о взыскании и утвердил мировое соглашение между сторонами. Его детали не раскрываются, дело рассмотрено в закрытом судебном заседании, следует из постановления суда.
По данным ОПИ, подобных судебных разбирательств становится все больше, и это ставит под удар российских интеграторов и импортеров IT-решений. По мнению ОПИ, к ответственности нужно привлекать сохранившиеся российские структуры зарубежных вендоров. С таким предложением организация уже обратилась в Минцифры.