В зоне риска — прежде всего, небольшие компании, которые занимаются грузовыми, чартерными и бизнес-перевозками. У них нет финансовой «подушки безопасности», позволяющей справиться с выросшей стоимостью обслуживания воздушных судов. Кроме того, полеты в большинство зарубежных стран стали недоступны в результате ввода антироссийских санкций весной 2022 года, и компании, ориентированные на внешний туризм и грузоперевозки, лишились трафика.
Меньшей опасности подвержены крупные перевозчики, так как они получают господдержку. Правда, им грозят проблемы, связанные с эксплуатацией отечественных самолетов SSJ-100, отмечают эксперты, опрошенные газетой «Коммерсантъ». Из-за дефицита запасных частей и комплектующих для обслуживания этих воздушных судов авиакомпаниям нередко приходится использовать детали, снятые с других самолетов. Особое беспокойство у участников рынка вызывает нехватка двигателей SaM-146 в подменном пуле. Эти двигатели производит совместное предприятие российского НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. Из-за санкций обслуживание двигателей с французской стороны осложнилось.
По небольшим авиапредприятиям санкции бьют больнее. Так, за 2022 год девять воздушных перевозчиков остановили полеты. Из них у четырех приостановлены сертификаты эксплуатанта, у одной аннулирован. Речь идет об авиакомпании «Скол» из Калининграда, которая обанкротилась в июле 2022 года. Главный кредитор предприятия — Государственная транспортная лизинговая компания, она требует от должника больше 11 млрд рублей, писал портал PROбанкротство.
По опыту предыдущих лет, за приостановкой сертификата следует его аннулирование. Это лишает авиакомпанию права на летную деятельность. За период с 2017-го по 2021 год Росавиация приостановила и затем аннулировала сертификаты всего пяти авиакомпаний.
Из-за нестабильности политической и экономической ситуации эксперты не берутся оценивать перспективы устойчивости оставшихся на рынке компаний. Одна из главных проблем, с которыми перевозчики столкнулись в 2022 году, связана с регистрацией самолетов. Большая часть авиапарка российских авиакомпаний находилась в зарубежном лизинге. Эти воздушные суда зарегистрированы не в российском реестре, а в зарубежных — на Бермудах и в Ирландии. Страна регистрации отвечает за поддержание летной годности и сертификацию изменений в конструкции судов. После введения санкций весной 2022 года Бермуды и Ирландия приостановили действие сертификатов летной годности российских самолетов, в результате их полеты стали незаконными.