Министерство финансов РФ обратилось к правительству с просьбой ускорить прохождение в Госдуме законопроекта, устанавливающего приоритет уплаты налогов компаниями-банкротами, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свой источник, знакомый с позицией Минфина и Федеральной налоговой службы.
Законопроект, внесенный правительством в январе 2024 г., до сих пор не рассмотрен даже в первом чтении. Документ относит к текущим обязательствам банкротов все обязательные платежи, возникшие или восстановленные после принятия заявления о банкротстве, включая платежи, связанные с реализацией конкурсной массы и продолжением хозяйственной деятельности.
Кроме того, проект закона предусматривает приоритетную уплату имущественных и иных налогов, начисленных на предмет залога и связанных с его использованием или реализацией, в том числе налогов на прибыль и НДС. Принятие закона приведет к уменьшению сумм, на которые могут претендовать банки-залогодержатели.
В Госдуме также рассматривается альтернативный законопроект, внесенный группой депутатов в октябре 2024 г. Он предлагает погашать налог на прибыль от реализации активов банкрота на торгах в порядке третьей очереди реестра кредиторов, как это установил Конституционный Суд РФ в мае 2023 г. до внесения необходимых изменений в законодательство.
Законопроект депутатов также предусматривает приоритетное погашение за счет средств от продажи предмета залога на торгах текущих имущественных налогов и пеней, начисленных за период конкурсного производства. При этом залогодержатель сможет обратиться в суд за соразмерным распределением залоговой выручки, если приоритетная уплата налогов фактически лишает залог экономического смысла.
Минфин отмечает опасения ФНС, что сохранение сложившегося судебного подхода приведет к погашению налоговых обязательств после требований иных кредиторов третьей очереди, что грозит ежегодными потерями для бюджета в размере 112,9 млрд рублей.
Правительственный вариант реформы вызвал критику у представителей банков и бизнеса, считающих, что он приведет к дисконтированию стоимости залогов, росту ставок по кредитам, ужесточению требований к заемщикам и необходимости формирования банками дополнительных резервов.
Комитет Госдумы по финансовому рынку разделяет эти опасения, полагая, что законопроект нивелирует ценность залога как института гражданского права и переносит налоговое бремя с должника на залогового кредитора. Комитет предлагает обсудить возможность определения предельной доли залоговой выручки, направляемой на выплаты в бюджет.
Таким образом, внесенные законопроекты отражают противоречие интересов государства, стремящегося обеспечить максимальные налоговые поступления, и бизнеса, опасающегося негативных последствий для кредитования и залоговых механизмов. Достижение баланса между этими интересами – ключевая задача при доработке и принятии соответствующих правовых норм.