Из примерно 4 тыс. дилерских центров по продаже автомобилей в России около 37% в 2023 г. работали в убыток. В 2024-м этот показатель вырос до 60%. Такой информацией в интервью изданию Autonews.ru поделился глава Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Большинство автодилеров для пополнения оборотных средств используют кредиты, но при марже в 1,5–2% доходность съедается сильно возросшей ставкой, говорит он.
Учитывая и без того не слишком высокий спрос на автомобили, после повышения утилизационного сбора и ключевой ставки Центробанка для многих участников рынка ситуация окажется критической, устоят далеко не все.
«Кого-то хватит на два–три месяца, кто-то продержится до полугода. Уже в марте – апреле мы увидим банкротства дилеров – и крупных, и мелких. Ситуация на рынке не щадит никого», – уверен Алексей Подщеколдин.
Подобные же прогнозы высказывают и другие эксперты. Так, заместитель главы отдела аналитики «Автостата» Виктор Пушкарев считает, что в 2025 г. на рынке продаж новых легковых авто будет ощутимый спад: на 20% – при пессимистичном варианте развития событий, на 10% – при оптимистичном. Но даже в самом оптимистичном варианте продажи в лучшем случае удастся удержать на уровне 2024 г., отмечает Виктор Пушкарев.
Высокая ключевая ставка ухудшает рентабельность дилерского бизнеса до нулевых значений, а рентабельность на автомобилях из Китая и так крайне низкая, добавляет директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрей Игнатенко.
«В ближайшие несколько месяцев, если ставка не снизится, мы увидим примеры банкротств на авторынке по группам с высокой степенью закредитованности. Причиной удержания бизнеса на плаву будет размер выручки, который тесно связан с объемом продаваемых машин. Эти объемы сегодня под угрозой», – констатирует Андрей Игнатенко.
В ноябре, по подсчетам «Автостата», в России было продано менее 121,9 тыс. новых легковых автомобилей – падение на 29% по сравнению с октябрем.
Доходность автодилеров в ближайшие четыре – шесть месяцев будет находиться на максимально низком уровне за весь период наблюдений, а волна банкротств может начаться к лету 2025 г., полагает гендиректор ГК «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
Чиновники тоже не ждут хороших новостей для авторынка.
«Следующий год и для авторынка, и для автопроизводителей станет более сложным, чем 2024-й. Продолжает усиливаться внешнее санкционное давление, отрасли необходимо подстраиваться под стремительно меняющийся макроэкономический климат», – говорит министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.
Учитывая такие прогнозы, производители задумались о сокращении выпуска машин. В частности, «АвтоВАЗ» намерен пересмотреть производственный план, предусматривающий выпуск 500 единиц техники в 2025 г.