Арбитражный суд Москвы в рамках процедуры банкротства Акселя Хартманна, который с 2000 по 2005 годы возглавлял российское представительство немецкого производителя молочных продуктов Ehrmann, признал недействительной сделку по продаже в 2018 году супругой предпринимателя Натальей Хартманн доли размером 62/100 в праве общей собственности на участок в Подмосковье площадью 195,6 тыс. кв. м. (р-н Клинский, вблизи с. Спас-Заулок). Сумма сделки составила, согласно материалам дела, 69,6 млн рублей. Покупателем участка стал экс-министр энергетики России Сергей Шматко, который умер в 2021 году. Суд обязал супругу бывшего чиновника Елену Шматко вернуть долю размером 62/100 в праве собственности на земельный участок.
Аксель Хартманн в 1990-х годах решил заняться бизнесом в России. В частности, в 1997-м он основал компанию AksiS & Co, которая занималась импортом бакалейных товаров и консультировала выходивших на российский рынок международных игроков, в том числе Nestle и Ferrero. Под руководством Хартманна была создана национальная сеть по продвижению в России молочной и шоколадной продукции из Европы. С 2000-го по июнь 2005-го года Хартманн возглавлял российское представительство немецкого производителя молочных продуктов Ehrmann. В марте 2020 года Аксель Хартманн по решению Арбитражного суда Москвы был признан банкротом, в отношении его введена процедура реструктуризации долгов.
В суде финуправляющий Хартманна указал, что так и не получил от сторон сделки документы, подтверждающие взаиморасчеты по договору купли-продажи. При этом ФУ сделал вывод, что заключение договора между Хартманн и Шматко привело к причинению вреда правам и законным интересам должника и его кредиторов, поскольку:
сделка была совершена в отношении участка, являющегося совместным имуществом Акселя и Натальи Хартманн,
стороной по сделке стало лицо, аффилированное с должником и Наталье - Сергей Шматко,
на дату заключения договора Аксель Хартманн отвечал признакам неплатежеспособности ввиду неисполнения обязательств перед различными кредиторами, о чем Наталье Хартманн и аффилированному Сергею Шматко было известно,
имеются признаки того, что фактическая передача денежных средств по договору со стороны Сергея Шматко в пользу Натальи Хартманн не производилась, а заключая и регистрируя договор, аффилированные лица, предвидя вероятность возбуждения в отношении Акселя Хартманна дела о банкротстве, действовали недобросовестно с целью сохранения ликвидного имущества за должником и заинтересованной Натальей Хартманн и недопущения удовлетворения требований независимых кредиторов за счет денег, вырученных от реализации совместного имущества супругов.
Арбитражный суд Москвы пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства фактического исполнения договора купли-продажи в части оплаты Сергеем Шматко доли в праве общей собственности на участок. «Оспариваемый финансовым управляющим договор, заключенный между супругой должника Натальей Хартманн и Сергеем Шматко, является сделкой, совершенной при неравноценном встречном исполнении обязательств. Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательства, применив ст. ст. 10 и 168 ГК РФ, суд, установив, что спорная сделка совершена во вред кредиторам должника и со злоупотреблением правом, привела к уменьшение имущества должника, пришел к выводу о недействительности сделки», – говорится в определении Арбитражного суда Москвы.