Дело о банкротстве было прекращено ввиду отсутствия источника финансирования, при наличии факта задолженности перед кредитором. При этом, до прекращения производства по делу о банкротстве подавалось заявление об истребовании бухгалтерской документации от КДЛ. Данные обстоятельства, в свою очередь, свидетельствует как о возможности подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве (в силу п. 3 ст. 61.14 закона о банкротстве), так и о факте уклонения КДЛ от передачи документов управляющему.В данном случае позиция ВС РФ полностью соотносится как с Постановлением Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 53, позицией Конституционного суда РФ, сформулированной им в Постановлении № 6-П от 07.02.2023, а также п. 24 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2020). В условиях доказанности заявителем достаточных оснований для привлечения к субсидиарной ответственности КДЛ, сокрывшего необходимые документы для формирования и пополнения конкурсной массы, а именно: наличие и размер непогашенных требований к должнику, статус контролирующего должника лица, его обязанность по хранению документов хозяйственного общества, отсутствие этих документов на момент введения в отношении должника процедуры наблюдения – бремя их опровержения переходит к субсидиарному ответчику.
Полагаю, что в 2024 году будет наблюдаться увеличение количества поданных заявлений о внесудебном банкротстве граждан, чему активно поспособствует принятый федеральный закон № 474-ФЗ от 04.08.2023, расширяющий критерии для возможности подачи соответствующего заявления. Подобные изменения при этом носят двойственный характер: с одной стороны – позволяют гражданам максимально быстро с минимальными затраты освободиться от долгов, с другой – создают предпосылки для «потребительского банкротства»: суд без участия управляющего, с отсутствием затрат для гражданина, с учетом расширения критериев для возможности подачи заявления на внесудебное банкротство, может признать гражданина банкротом и освободить от долгов.