Постановление содержит принципиальное правило – при привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности за совершение вредоносных сделок следует выяснить, породили ли они признаки банкротства должника. Данный аспект соответствует идее исключительного характера института субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц при банкротстве, которая нашла отражение в п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. № 53. Из буквального толкования ст. 61.11 Закона о банкротстве и релевантных разъяснений упомянутого Постановления Пленума ВС четко следует, что не каждая сделка или ряд сделок способны довести компанию до банкротства – прежде, нужно проверить обладают ли они признаками значимости и существенной убыточности. Если указанные критерии будут обнаружены, то это еще не предопределяет вину контролирующего лица, а лишь создает условия для применения презумпции доведения до банкротства. В этом контексте, противоречивую позицию нижестоящих инстанций сложно объяснить чем-то иным, кроме как поверхностным подходом при рассмотрении споров по субсидиарной ответственности.