Институт привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности должен служить механизмом для восстановления нарушенных прав кредиторов. Однако сейчас чаще используется как инструмент «охоты» на предпринимателей, что негативно сказывается на бизнесе.

Институт привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности играет ключевую роль в защите и восстановлении прав кредиторов и других участников экономического оборота.

В постановлении Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» указано, что он должен служить исключительно механизмом для восстановления нарушенных прав кредиторов. Тем не менее сейчас он перестает быть таким исключительным средством и все чаще используется как инструмент «охоты» на предпринимателей, что негативно сказывается на бизнесе в России. Эта ситуация порождает настороженность у предпринимателей и усугубляет их нежелание заниматься восстановлением платежеспособности компании, оказавшейся в сложном финансовом положении.

В некоторых случаях конкурсные кредиторы, а также иные лица могут использовать механизм субсидиарной ответственности как элемент недобросовестной конкурентной борьбы. Под давлением конкурсных кредиторов арбитражные управляющие оказываются вынуждены поддерживать их действия, иначе они рискуют стать участниками спора по жалобе на их действия (бездействие) либо быть привлеченными к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.

Наиболее «циничным» видом бизнеса на «долговом» рынке является приобретение прав требования по субсидиарной ответственности у физических лиц, особенно в завершенных или близких к завершению процедурах банкротства. Продавцы таких прав называют этот сегмент «скрытыми долгами». Их схема проста: выявление родственников и активов контролирующих должника лиц, оказание давления на этих родственников и инициация судебных исков, чтобы взыскать сумму, превышающую стоимость приобретенного долга. Часто такие дела заканчиваются мировыми соглашениями, так как контролирующие лица готовы «откупиться» от новых кредиторов, чтобы избежать дальнейших судебных разбирательств.

Средняя цена такого «долга» приблизительно составляет 1% от номинала. Например, за долг в 1 миллион рублей можно заплатить около 10 тысяч рублей, что делает этот рынок привлекательным для криминальных структур, мошенников и спекулянтов. Доходность может достигать 1000% годовых, что даже превосходит предложения микрофинансовых организаций.

Одна из ключевых проблем – это отсутствие четких норм и инструкций, регулирующих данный сегмент «долгового» рынка. 

Существует ли необходимость контролировать деятельность таких «инвесторов» в скрытые долги или установить законодательные ограничения по взысканию «долгов» по субсидиарной ответственности? Мы считаем, что в отношении каждого лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, нужно устанавливать фактическую и бесспорную причинно-следственную связь между его действиями (или бездействием) и последствиями, приведшими к банкротству должника

С учетом вышеизложенных аспектов, рынок продажи долгов по субсидиарной ответственности требует более четкой законодательной регламентации. Установление правил и стандартов может помочь снизить риски, повысить прозрачность сделок и защитить права всех участников. Создание эффективных механизмов защиты от недобросовестных практик также окажет позитивное влияние на развитие рынка и повысит его привлекательность как для инвесторов, так и для предпринимателей.

Таким образом, рынок «долгов» по субсидиарной ответственности представляет собой интересное и сложное пространство, полное возможностей и рисков. Важным направлением дальнейшего развития этой сферы будет необходимость обеспечения баланса между защитой прав кредиторов и защитой интересов должников.

Над материалом работали:

Ирина Вишневская
управляющий партнер Консалтинговая группа «Ирвикон»