Погашение долгов при реструктуризации проходит под строгим контролем суда, без продолжения начисления пеней и штрафов. По итогу гражданин восстанавливает свою платежеспособность и не будет объявлен банкротом (абз. 17 ст. 2 закона о банкротстве).
«Реструктуризация долгов» — кому можно? (ст. 213.13 закона о банкротстве)
есть источник дохода;
нет неснятой/непогашенной судимости;
на текущий момент не подвергнут административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
не признавался банкротом ранее (в течение пяти лет);
план реструктуризации ранее не утверждался (в течение восьми лет).
Как проходит процедура реструктуризации долгов гражданина?
1. Разработка проекта плана реструктуризации долгов гражданина
Гражданин, финансовый управляющий, кредитор или уполномоченный орган в течение десяти дней после того, как истек двухмесячный срок на предъявление требований к должнику, могут разработать проект плана погашения задолженности (план реструктуризации) и направить его гражданину, финансовому управляющему, конкурсным кредиторам и уполномоченному органу заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, гарантирующим эффективную доставку сообщений (чч. 1 и 2 ст. 213.12 закона о банкротстве).
О месте и времени ознакомления с планом делает публикацию на ЕФРСБ.
Если в процессе представления проектов планов реструктуризации возникает конкуренция двух и более проектов, то все из них должны быть рассмотрены на собрании кредиторов.
В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2019 № 09АП-70622/2019 по делу № А40-44503/2019 должник утверждал, что на собрании кредиторов было представлено два плана, однако финансовый управляющий не представил оба плана на рассмотрение. Отказывая в удовлетворении жалобы, суд указал, что должником пропущен срок по предоставлению плана (два месяца и десять дней с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом). Таким образом, один из планов может не быть рассмотренным, если подан с нарушением сроков.
В другом деле суд отменил определение об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, поскольку не было учтено наличие нескольких планов, в том числе с рукописными исправлениями на них (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.03.2019 № Ф06-27746/2017 по делу № А12-11948/2017).
Далее финансовый управляющий не ранее чем через 20 дней после направления проекта плана иным участникам обязан провести первое собрание кредиторов. Суд может отложить проведение собрания на более поздний срок, если требования кредиторов не рассмотрены в полном объеме.
Финансовый управляющий представляет на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина, свои возражения относительно представленного проекта плана или предложения по его доработке. Если финансовый управляющий не получил ни одного проекта плана реструктуризации, то он может предложить признать гражданина банкротом и ввести реализацию имущества гражданина.
После того, как назначена дата судебного заседания по рассмотрению проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий (не позднее чем за пять дней до заседания) обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект, с приложением следующих документов: реестр требований кредиторов на дату собрания кредиторов; бюллетеней для голосования; документов, подтверждающих полномочия участников собрания; материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и утверждения; документов, являющихся доказательствами, свидетельствующими о надлежащем уведомлении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о дате и месте проведения собрания кредиторов и др.
Требования к содержанию плана реструктуризации долгов (ст. 213.14 закона о банкротстве)
На законодательном уровне имеют место следующие важные положения, касающиеся структуры и содержания плана реструктуризации долгов гражданина:
в нем должна быть обозначена пропорциональность погашения требований и процентов всего круга конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, о которых у должника имеется осведомленность на момент направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган (ч. 1 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.11.2018 № Ф05-21572/2017 по делу № А41-63175/2016);
реализация плана реструктуризации должна быть осуществлена в срок, не превышающий трех лет. В случае утверждения такого плана арбитражным судом срок реализации сокращается до двух лет (ч. 2 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Определение Верховного суда РФ от 24.08.2018 № 307-ЭС18-11886 по делу № А52-3985/2016);
неодобрение некоторыми кредиторами разработанного плана реструктуризации или отсутствие кого-либо на голосовании не должно становиться основанием для ухудшения их положения относительно тех, кто проголосовал за принятие плана (ч. 3 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.03.2021 № Ф05-2667/2021 по делу № А40-217292/2018);
в отношении кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, план реструктуризации долгов должен предусматривать преимущественное удовлетворение их требований за счет выручки от реализации предмета залога (абз. 2 ч. 3 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.02.2021 № Ф05-18164/2019 по делу № А40-34916/2018);
в содержании плана может присутствовать положение о погашении не в полном размере требований отдельных кредиторов при условии наличия их согласия (абз. 2 ч. 5 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 № 09АП-7817/2019 по делу № А40-114169/16);
план реструктуризации долгов гражданина может содержать положения о порядке и сроках продажи имущества, являющегося предметом залога (ипотеки) (ч. 6 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2022 № 09АП-23815/2022, № 09АП-23819/2022 по делу № А40-210983/2020);
в содержание плана реструктуризации долгов гражданина не должны входить требования кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, требования из алиментных обязательств, требования о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (ч. 4 ст. 213.14 закона о банкротстве) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.08.2018 № Ф05-12790/2018 по делу № А41-29079/17).
При этом если залоговое имущество (например, транспортное средство) предполагается использовать для получения должником доходов и последующего погашения задолженности, то относительно такого имущества внесение в план условия, предусмотренного абз. 2 ч. 3 ст. 213.14 закона о банкротстве, необязательно. В таком случае суды склонны считать, что права залогодателя не нарушаются (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.07.2022 по делу № А56-74482/2020).
Условия о преимущественном погашении требований залогового кредитора за счет реализации предмета залога может и не быть в плане, если на это дано согласие самим залоговым кредитором (Определение Арбитражного суда г. Москвы от 17.01.2023 № А40-137178/21).
Документы, прилагаемые к плану реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.15 закона о банкротстве):
перечень имущества и имущественных прав гражданина, к которому могут приобщаться копии документов, подтверждающих соответствующие права на имущество гражданина, если таковые имеются;
сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению в арбитражный суд плана реструктуризации его долгов;
сведения о задолженности по кредитам, включая задолженности по текущим обязательствам;
кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй;
заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным ст. 213.13 закона о банкротстве;
заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов или о возражении гражданина в отношении указанного плана в случае, если указанный план предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом.
2. Рассмотрение плана реструктуризации долгов на первом собрании кредиторов
Финансовый управляющий проводит первое собрание кредиторов не раньше чем через 20 дней после направления остальным субъектам процедуры банкротства проекта плана, где раскрывает сведения о проделанной работе, о финансовом состоянии гражданина, непосредственно план реструктуризации и предложения по его доработке (ч. 5 ст. 213.12 закона о банкротстве).
В случае если финансовым управляющим получено несколько проектов плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет такие проекты на рассмотрение собрания кредиторов. Именно собрание и будет решать, какой план утвердить (ч. 3 ст. 213.12).
Собрание кредиторов может проводиться как в очной форме (с присутствием кредиторов), так и в заочной форме (путем высылки бюллетеней о голосовании).
По результатам проведения собрания кредиторов финансовым управляющим составляется протокол.
Собрание кредиторов решает вопрос об одобрении проекта плана реструктуризации (большинством голосов от общего числа кредиторов) (ст. 213. 16 закона о банкротстве):
одобряет план большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых включены в реестр требований кредиторов;
заинтересованное лицо ходатайствует в суд о дополнительном двухмесячном сроке на доработку существующего плана или предоставление нового плана;
не одобряет план (тогда суд вправе сам утвердить план при условии соблюдения требований к плану).
3. Рассмотрение арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина
После проведения собрания кредиторов, на котором принято решение об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий направляет план со всеми подтверждающими документами в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве.
Утверждению судом одобренный на собрании план реструктуризации подлежит только после удовлетворения гражданином требований по текущим обязательствам, погашения задолженности перед кредиторами первой и второй очередей, требования которых включены в реестр требований кредиторов. (ч. 1 ст. 213.17 закона о банкротстве).
Суд выносит определение в отношении плана реструктуризации (ч. 3 ст. 213.17 закона о банкротстве):
утверждает план;
откладывает рассмотрение вопроса (при наличии ходатайств от участников о дополнительном сроке на доработку плана);
отказывает в утверждении плана (и вводит процедуру реализации имущества гражданина).
Если по итогу собрания кредиторов не был одобрен план реструктуризации долгов, то он все же может быть утвержден судом. Это возможно при условии, что реализация плана позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, а также если иные требования кредиторов могут быть удовлетворены в размере существенно большем, чем при реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и если указанный размер составляет не менее чем 50% размера требований таких кредиторов.
Основания для отказа в утверждении арбитражным судом плана реструктуризации долгов гражданина (ст. 213.18 закона о банкротстве):
план не удовлетворяет требованиям, установленным в законе о банкротстве, содержит противоречия с другими нормативными правовыми актами;
гражданин не ознакомил кредиторов с информацией, содержащейся в п. 2 ст. 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при наличии поступившего ходатайства от конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
несоблюдением собранием кредиторов установленного порядка принятия решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина;
присутствие недостоверных сведений в содержании плана реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документов.
Согласно п. 31 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», арбитражный суд не утверждает план реструктуризации долгов (в том числе одобренный собранием кредиторов), если такой план является заведомо экономически неисполнимым или не предусматривает для должника и находящихся на его иждивении членов семьи (включая несовершеннолетних детей и нетрудоспособных) средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, а также если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.
Отсутствие имущества, но наличие трудоспособности делает возможным введение процедуры реструктуризации, поскольку кредиторы могут ориентироваться на будущие доходы должника (см., напр.: Определением Первого Арбитражного апелляционного суда от 06.02.2023 оставлено в силе определение нижестоящего суда о введении процедуры реструктуризации).
Суды не принимают довод о соблюдении прожиточного минимума ребенка должника при утверждении плана с использованием дохода иного члена семьи, даже если должник предоставит необходимые доказательства наличия такого дохода, поскольку члены семьи должника не являются обязанными по кредитным и налоговым обязательствам самого должника и их благосостояние не может учитываться при определении размера дохода самого должника (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу № 09АП-69911/2022).
4. Последствия утверждения плана реструктуризации долгов гражданина:
приостановление обязанности погашения долгов;
все требования к гражданину предъявляются только в рамках дела о банкротстве. Остальные исковые заявления, не рассмотренные судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, остаются без рассмотрения;
начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов прекращается, за исключением текущих платежей;
у кредиторов появляется право одностороннего отказа от исполнения договора, в котором установлена неденежная форма исполнения требования гражданином (ч. 4 ст. 213.11 ФЗ № 127);
все аресты и ограничения на имущество, которые были наложены ранее, будут сняты. Действовать будут лишь те ограничения на распоряжение имуществом должника, которые ввелись в процессе по делу о банкротстве гражданина;
на этапе реструктуризации гражданин может совершать лишь те сделки, которые предварительно одобряются финансовым управляющим (ч. 5 ст. 213.11 закона о банкротстве). При этом у гражданина появляется возможность открыть специальный банковский счет и совершать операции по распоряжению денежными средствами в границах 50 тысяч рублей в месяц без контроля со стороны финансового управляющего. Закон предусматривает возможность увеличить месячный размер таких денежных средств по ходатайству гражданина;
приостанавливаются исполнительные производства на основании определения арбитражного суда, за исключением тех, что перечислены в абз. 6 ч. 2 ст. 213.11 закона о банкротстве;
получение новых кредитов и займов, передача имущества в залог только с письменного согласия финансового управляющего.
5. Внесение изменений в план реструктуризации долгов
Инициаторами вносимых изменений могут стать:
сам должник (необходимо направить финансовому управляющему соответствующее предложение, получить одобрение от собрания кредиторов) (ст. 213.20 закона о банкротстве);
собрание кредиторов (возможно в случае улучшения имущественного положения гражданина, на собрании кредиторов решается вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о внесении изменений в план реструктуризации долгов гражданина большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, требования которых включены в реестр требований кредиторов) (ст. 213.21 закона о банкротстве);
обязательным условием внесения изменений в план реструктуризации долгов является их утверждение арбитражным судом (абз. 2 ч. 1 ст. 213.20 закона о банкротстве).
У арбитражного суда имеется полномочие по заявлению гражданина и одобрению собрания кредиторов продлить срок исполнения плана. Отмечается, что такое продление не может превышать максимально предусмотренного срока его реализации (три года). Можно не получать одобрения со стороны собрания кредиторов, если есть доказательства, что план не может быть исполнен в срок, который в нем указан, по обстоятельствам непреодолимой силы.
6. Завершение исполнения плана реструктуризации долгов гражданина
Ч. 1 ст. 213.22 закона о банкротстве установлена обязанность финансового управляющего за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации подготовить отчет о результатах его исполнения (ч. 1 ст. 213.22 закона о банкротстве).
Если требования кредиторов, включенные в план реструктуризации долгов гражданина, не удовлетворены или такой план не представлен в срок, финансовый управляющий, конкурсный кредитор или уполномоченный орган созывает собрание кредиторов, где решается вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина и о признании его банкротом. (ч. 3 ст. 213.22 закона о банкротстве).
После получения судом отчета, ходатайства собрания кредиторов об отмене плана реструктуризации долгов либо по истечении срока проведения собрания кредиторов назначается дата заседания по рассмотрению результатов исполнения этого плана и жалоб кредиторов на действия гражданина и (или) финансового управляющего (ч. 4 ст. 213.22 ФЗ № 127).
По итогам этого заседания арбитражный суд:
завершает реструктуризацию своим определением при условии погашения задолженности и необоснованности жалоб, поступающих от кредиторов;
отменяет указанный план своим определением и признает гражданина банкротом.
Стоит отметить, что в случае неисполнение плана реструктуризации долгов кредитор в силу ст. 213.23 закона о банкротстве имеет возможность обратиться с ходатайством об отмене плана, в отношении требований которого допущена просрочка на любом этапе исполнения плана реструктуризации долгов гражданином. Более того, в плане реструктуризации может быть предусмотрено начисление процентов за просрочку исполнения платежей по плану (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 августа 2022 года по делу № А60-50210/2021).
Таким образом, законодатель предусмотрел способы защиты прав кредиторов от возможных негативных последствий применения реабилитирующей процедуры при банкротстве гражданина.
В отношении некоторых сделок должника имеются ограничения, поскольку, пока идет исполнение плана реструктуризации, должник обязан согласовывать совершение сделок с финансовым управляющим. В этой связи судьи зачастую принимают обеспечительные меры в отношении имущества должника по ходатайству финансового управляющего или кредиторов (см., напр.: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2016 года по делу № А21-8099/2015, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2016 года по делу № А76-16184/2015).
Ограничение сделкоспособности должника в рамках процедуры реструктуризации долгов гражданина не носит тотального характера, поскольку, во-первых, некоторые сделки (не вошедшие в специальный перечень, представленный в ст. 213.11 закона о банкротстве) по-прежнему могут совершаться должником самостоятельно (причем без какого-либо согласования), и, во-вторых, многие юридические действия (напротив, попавшие в названный перечень) предполагают обязательность их санкционирования, но не абсолютный запрет на совершение.
Таким образом, последствием введения процедуры реструктуризации долгов гражданина и ограничения полномочий должника является необходимость получения согласия финансового управляющего на совершение оспариваемой сделки. Необходимость получения согласия временного управляющего не тождественна запрету или ограничению распоряжения имуществом должника.
Как следует из разъяснений, данных в п. 37 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», сделки, совершенные без необходимого в силу закона согласия финансового управляющего, могут быть признаны недействительными по требованию финансового управляющего на основании п. 1 ст. 173.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что сделка, совершенная в рамках исполнительного производства по результатам проведения торгов в процедуре реструктуризации долгов, не подлежит оспариванию по мотивам ничтожности согласно ст. 174.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (см., напр.: Определение Арбитражного суда Красноярского края от 10.03.2022 по делу № А33-37010-5/2020).
7. Отмена плана реструктуризации долгов гражданина
Основаниями для отмены судом плана реструктуризации долгов является (ч. 1 ст. 213.23 закона о банкротстве):
присутствие в плане и прилагаемых к нему документах сведений, не соответствующих действительности;
гражданин не ознакомил кредиторов с информацией, содержащейся в п. 2 ст. 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при наличии соответствующего ходатайства;
неисполнения гражданином обязательств перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом по данному плану при наличии соответствующего ходатайства.
Требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в отмененный план реструктуризации долгов, учитываются в реестре требований кредиторов в части, в которой они должны быть удовлетворены на дату отмены указанного плана, и подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди.
Возможность перехода от реализации имущества к реструктуризации задолженности
В главе закона о банкротстве, посвященной регулированию процедуры признания гражданина несостоятельным, нет запрета на переход из процедуры реализации имущества в процедуру реструктуризации долгов, вместе с тем там отсутствуют и положения относительно порядка такого перехода.
Суды указывают, что закон о банкротстве допускает возможность прекращения процедуры реализации имущества и перехода к процедуре реструктуризации долгов при наличии соответствующих оснований (Определение Верховного суда РФ от 26.09.2022 № 307-ЭС22-17139 по делу № А56-57967/2021). Так, Арбитражный суд Дальневосточного округа в своем Постановлении от 04.04.2022 по делу № А73-17603/2020 указал, что при наличии обстоятельств, свидетельствующих об улучшении финансового состояния должника, наличии возможности исполнения обязательств должника и плана реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе рассмотреть вопрос о прекращении реализации имущества должника и переходе к процедуре реструктуризации долгов. В Определении Арбитражного суда города Москвы от 22.12.2017, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 и Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2018 по делу № А40-109796/2017 судами указано на необходимость рассмотреть вопрос о возможности разработки плана реструктуризации. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 24.05.2018 по делу № А76-19263/2017 ходатайство финансового управляющего о прекращении процедуры реализации имущества гражданина в отношении должника и переходе к процедуре реструктуризации долгов гражданина удовлетворено, соответственно, введена процедура реструктуризации долгов, утвержден план реструктуризации долгов.
В чем польза процедуры реструктуризации, если долги все же придется погасить?
Во-первых, гражданин в процедуре реструктуризации со всех сторон защищен законом от неправомерных действий кредиторов. Это касается и недопущения увеличения долга. Ни один из кредиторов не вправе предъявлять иных, отличных от закрепленных в плане, требований к гражданину. К тому же гражданин сам может контролировать этот процесс, поскольку план в принципе может быть утвержден, только если он одобрен должником. Об этом сказал Верховный суд РФ: утверждение плана судом легитимно только при условии одобрения самого банкротящегося гражданина, он и есть исполнитель плана, и только он обладает наиболее полными сведениями о том, сможет ли в таком порядке и на таких условиях погасить требования [п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»].
Во-вторых, план реструктуризации учитывает базовые потребности должника и его семьи. Так, закон устанавливает, что план реструктуризации долгов не может быть утвержден судом, если в процессе его реализации гражданин, его дети или находящиеся на его иждивении лица останутся без средств для проживания. Также план не утверждается, если при его реализации будут существенно нарушены права и законные интересы несовершеннолетних (абз. 6 ст. 213.18 закона о банкротстве). Также в процедуре реструктуризации не может быть продано единственное жилье.
В-третьих, в плане реструктуризации задолженности можно предусмотреть (при поддержке такого плана кредиторами) погашение задолженности на сумму в несколько раз меньше реального долга. Может быть изменена сумма ежемесячных выплат, увеличен срок займа, могут быть введены кредитные каникулы. Кредиторы могут соглашаться на такие условия, поскольку преследуют цель получить хотя бы частичное удовлетворение своих требований (ч. 5 ст. 213.14 закона о банкротстве).
В-четвертых, во время процедуры все исполнительные производства прекращаются, что означает снятие арестов и обеспечительных мер с имущества должника (ч. 1 ст. 69.1 закона об исполнительном производстве).
Вывод: таким образом, условия плана подбираются индивидуально для каждого должника, что означает наличие реальной возможности погасить все требования и начать все с чистого листа.