Реструктуризация долгов гражданина — это реабилитационная процедура, применяемая к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов (ст. 2 ЗоБ).

В банкротстве физических лиц применимы три судебные процедуры (ст. 213.2 закона о банкротстве):

1

реструктуризация долгов гражданина;

2

реализация имущества гражданина;

3

мировое соглашение.

Реструктуризация долгов гражданина

Процедура реструктуризации долгов гражданина регулируется нормами главы Х Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В сравнении с процедурами банкротства, применяемыми в отношении должника — юридического лица, реструктуризация долгов гражданина представляет собой аналог процедуры наблюдения.

Условно, процедуру реструктуризации долгов можно разделить на определенные этапы:

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение процедуры

По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании гражданина банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании обоснованным указанного заявления и введении реструктуризации долгов гражданина;

о признании необоснованным указанного заявления и об оставлении его без рассмотрения (при наличии иного заявления о признании гражданина банкротом);

о признании необоснованным указанного заявления и прекращении производства по делу о банкротстве гражданина (при отсутствии иных заявлений о признании гражданина банкротом).

Последствия введения процедуры

После признания арбитражным судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов наступают определенные правовые последствия как для физического лица — должника, так и для арбитражного управляющего, утвержденного в деле о банкротстве в качестве финансового.

Помимо указанного, для финансового управляющего одним из важнейших правовых последствий введения в отношении должника процедуры реструктуризации долгов является опубликование предусмотренных законом сведений в официальных источниках:

Законом о банкротстве предусмотрена возможность проведения собрания кредиторов как очно, так и в заочной форме. Проведение финансовым управляющим должника первого собрания кредиторов в процедуре реструктуризации долгов в очной форме по сути ничем не отличается от проведения такого собрания в процедуре наблюдения, при банкротстве юридического лица. Наиболее интересным представляется проведение первого собрания кредиторов в банкротстве физических лиц в форме заочного голосования.

Основные отличительные особенности проведения собрания кредиторов заочно:

Сроки публикации/направления уведомлений о проведении собрания — за 30 дней до момента окончания приема бюллетеней.

К уведомлению о проведении собрания кредиторов и сообщению, включенному в ЕФРСБ, должны быть приложены бюллетени для голосования.

Уведомление/сообщение о проведении собрания кредиторов в форме заочного голосования, помимо прочего, должно содержать: порядок направления заполненного бюллетеня для голосования; порядок ознакомления с решениями собрания кредиторов.

К сведениям о результатах проведения собрания кредиторов должны быть приложены копии в электронной форме протокола собрания кредиторов, а также документов, рассмотренных и (или) одобренных собранием кредиторов.

ВАЖНО: Для приема бюллетеней финансовому управляющему нельзя использовать абонентский ящик (п. 7 ст. 213.8 закона о банкротстве).

Сроки проведения собрания кредиторов в банкротстве физических лиц

Процедура реструктуризации долгов гражданина может также являться инструментом финансового оздоровления должника. Это выражается в возможности для должника, кредиторов или уполномоченного органа предоставить проект плана реструктуризации долгов гражданина.

Условия для возможности предоставления плана реструктуризации долгов гражданина

Гражданин-должник должен соответствовать определенным требованиям:

иметь источник дохода на дату представления плана реструктуризации долгов;

отсутствует неснятая или непогашенная судимость за совершение умышленного преступления в сфере экономики;

до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;

не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов;

в отношении задолженности гражданина не утверждался план реструктуризации долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению нового плана

В план должны быть включены определенные сведения (содержание):

о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех известных конкурсных кредиторов и уполномоченного органа;

порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина;

критерии существенного изменения имущественного положения гражданина;

срок для исполнения плана реструктуризации долгов гражданина (не может превышать трех лет, а в случае утверждения судом в порядке п. 4 ст. 213.17 закона о банкротстве — двух лет);

преимущественное удовлетворение требований залогового кредитора за счет выручки от реализации предмета залога или согласие залогового кредитора об исключении сведений о преимущественном удовлетворении из плана;

пропорциональное погашение требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа (требования отдельных кредиторов и уполномоченного органа могут быть погашены не в полном объеме с их согласия);

о фактах привлечения гражданина к административной ответственности за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, неправомерные действия при банкротстве, фиктивное или преднамеренное банкротство;

об известных гражданину уголовных и административных делах в отношении него, а также о наличии неснятой или непогашенной судимости;

о принятых решениях о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов в течение восьми лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов гражданина.

ВАЖНО: В план реструктуризации долгов гражданина не включаются требования кредиторов: за причинение вреда жизни или здоровью, о взыскании алиментов, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, о выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

К плану реструктуризации долгов должны быть приложены определенные документы:

перечень имущества и имущественных прав гражданина;

сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению плана;

сведения о кредиторской задолженности, в том числе задолженности по текущим обязательствам;

кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина кредитной истории и полученный из бюро кредитных историй;

заявление гражданина о достоверности и полноте прилагаемых документов;

заявление гражданина об одобрении плана реструктуризации его долгов;

возражения гражданина в отношении плана (если он предложен конкурсным кредитором или уполномоченным органом);

копии документов, подтверждающих права на имущество гражданина.

Арбитражный суд по результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина выносит одно из следующих определений:

1. Об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина

Последствия утверждения судом плана:

требования кредиторов, включенные в план, могут быть предъявлены только в порядке и на условиях, которые предусмотрены планом;

требования кредиторов, не включенные в план, могут быть предъявлены только в порядке, установленном законом о банкротстве (в течение срока, на который утвержден план);

кредиторы не вправе предъявлять требования о возмещении убытков, понесенных в связи с утверждением плана;

прекращение денежных обязательств гражданина путем зачета встречного однородного требования не допускается (если иное не предусмотрено планом);

неустойки (штрафы, пени) и иные санкции, требования об уплате которых включены в план, а также проценты за такое неисполнение или ненадлежащее исполнение не начисляются (за исключением текущих платежей);

гражданин обязан уведомить в письменной форме конкурсных кредиторов и уполномоченный орган о существенном изменении своего имущественного положения (в течение 15 дней с даты наступления изменения);

на сумму требований конкурсного кредитора или уполномоченного органа, включенных в план реструктуризации долгов гражданина, утвержденный арбитражным судом, начисляются проценты (п. 2 ст. 213.9 закона о банкротстве);

в течение срока исполнения плана и пяти лет после завершения его исполнения гражданин не вправе скрывать факт осуществления им указанного плана при обращении за получением кредита, приобретении товаров (работ, услуг), предусматривающих отсрочку или рассрочку платежа;

требования, не включенные в план, но включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются на общих условиях, предусмотренных планом реструктуризации долгов гражданина.

2. Об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина

В случае если собранием кредиторов не одобрен план, арбитражный суд при наличии ходатайства лица, участвующего в деле о банкротстве, о предоставлении дополнительного срока на доработку плана откладывает рассмотрение вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина. Максимальный срок отложения — два месяца.

3. Об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина:

в случае представления плана, не соответствующего требованиям закона;

в случае предоставления конкурсным кредитором или уполномоченным органом ходатайства о неисполнении гражданином обязанности по уведомлению кредиторов: о фактах привлечения к административной ответственности, об известных уголовных и административных делах, о признании гражданина банкротом или об исполненных планах реструктуризации его долгов ранее;

в случае нарушения порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана;

в случае наличия в плане и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;

в случае противоречия условий плана реструктуризации долгов закону.

ВАЖНО: План реструктуризации долгов, являющийся заведомо экономически неисполнимым или не предусматривающим для должника и находящихся на его иждивении членов семьи прожиточного минимума или нарушающим права и законные интересы несовершеннолетних, не будет утвержден судом, даже если он одобрен собранием кредиторов.

Процедура реструктуризации долгов, независимо от наличия в ней утвержденного плана реструктуризации долгов или его отсутствия, может повлечь за собой признание гражданина-должника банкротом и введение в отношении него процедуры реализации имущества. Однако закон о банкротстве не содержит норм, прямо регулирующих возможность перехода из процедуры реализации имущества обратно в процедуру реструктуризации долгов. При этом такой переход предусмотрен, исходя из аналогии закона, с учетом реальной возможности разработки плана реструктуризации долга гражданина (Определение Верховного суда РФ от 04.02.2019 № 305-ЭС18-13822 по делу № А40-109796/2017).

ВАЖНО: Презюмируется, что переход из процедуры реализации имущества в процедуру реструктуризации долгов возможен до реализации имущества должника на торгах в полном объеме.

На практике в процедуре реструктуризации долгов гражданина нередко встречаются ситуации предоставления финансовому управляющему нескольких «конкурирующих» планов реструктуризации долгов. В данном случае возможны следующие варианты развития событий.

 ВАЖНО: Направление проекта плана реструктуризации долгов с пропуском десятидневного срока не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов, если такой проект направлен и получен до дня проведения собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление с ним заинтересованных лиц и подготовку возражений и (или) предложений по нему.

После утверждения судом плана реструктуризации долгов гражданина самым важным моментом для лиц, участвующих в деле о банкротстве, является процесс его исполнения должником.

для скачивания.pdf

Над материалом работали:

Юлия Иванова
управляющий партнер Юридическая компания «ЮКО»