Получение в аренду всех освободившихся после ухода IKEA помещений в ТЦ «Мега» сделало маркетплейс «Мегамаркет» весомым игроком рынка. Однако он может перетянуть на себя посетителей «Меги» и погубить ее бизнес.

Подконтрольный Сберу маркетплейс «Мегамаркет» займет сразу более 400,7 тыс. кв. метров в 14 торговых центрах «Мега» (с 2023 года принадлежит «Газпромбанку»), где до 2022 года располагались магазины IKEA. В арендуемых помещениях маркетплейс оборудует склады, а также откроет в тестовом режиме пункты выдачи заказов.

Эта сделка позволит «Мегамаркету» получить сильнейшее конкурентное преимущество, считает Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.

Справка

Основателем «Мегамаркета» в 2016 году была сеть «М.Видео». Поначалу новый проект назывался Goods.ru. В 2021 году 85% маркетплейса купил Сбербанк, переименовав его сначала в «Сбермегамаркет», а затем — в «Мегамаркет».

««Мегамаркет» по объемам пока отстает от Ozon и Wildberries, но он все шансы стать драйвером направления new retail, предоставив покупателям уникальный пользовательский опыт — объединение электронной коммерции и физической розничной торговли», — говорит Валерий Трушин.

Он допускает, что «Мегамаркет» реализует китайскую концепцию онлайн-торговли: то есть объединение электронной коммерции, физической розницы, логистики и инфраструктуры. Именно такую модель с 2015 года развивает Alibaba Group с пилотным проектом Hema — это сеть супермаркетов, у которой оборот с 1 кв. метра в пять раз выше, чем у обычного продуктового магазина, отмечает эксперт.

Преимуществами такой модели, в частности, являются возможность предоставлять консультации и дополнительные сервисы для клиентов, поясняет Александр Хачиян, основатель ИТ-интегратора AWG и B2B-маркетплейса по ИТ-аутстаффингу SkillStaff.

С другой стороны, развитие китайского формата вместо ушедшей IKEA может помешать бизнесу самой «Меги», предполагает Дмитрий Томилин, генеральный директор компании «Этерна», эксперт в области управления торговой недвижимостью

«Что такое маркетплейс? Это тот же самый ТЦ, только с невероятно большой полкой, несколько миллионов позиций. Решение по этой сделке очень эффектное с точки зрение суммы и скорости: сразу сдать такое количество метров — это, конечно, «успех», но он же – и еще один гвоздь в крышку гроба «Мег», которые расположены не очень удачно», — прогнозирует Дмитрий Томилин.

Впрочем, представители «Газпромбанка» вовсе не видят угрозы со стороны маркетплейса. По его мнению, сотрудничество с новым партнером позволит привлечь в «Меги» новых посетителей и нарастить объем продаж, сократив сроки доставки.