Сергей Харлашкин – ныне зампред правительства Ленобласти, а в прошлом глава «Метростроя» и комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга – ближайшие два месяца проведет в следственном изоляторе.

Басманный суд Москвы арестовал до 15 октября бывшего гендиректора петербургского ОАО «Метрострой» Сергея Харлашкина и экс-главу ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Петербурга Вячеслава Урусова. По версии следствия, они в 2019 – 2020 годах допустили нецелевое использование «Метростроем» денег, выделенных на строительство Красносельско-Калининской линии петербургской подземки. Вместо стройки средства были потрачены на погашение долгов «Метростроя» перед сторонними организациями. Деньги были выделены компании под банковскую гарантию «Россельхозбанка». Сроки строительства «Метрострой» сорвал, «Россельхозбанк» перечислил Смольному (заказчик строительства) более 1,4 млрд рублей. В результате банку причинен ущерб.

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 286 УК («превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий»).

Сергей Харлашкин сейчас работает зампредом правительства Ленинградской области по транспорту и ТЭК. До этого, с декабря 2019-го по октябрь 2020-го, он руководил ОАО «Метрострой». А еще раньше (в 2014 – 2019 годах) был председателем комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга. КРТИ выступал заказчиком строительстве метро в Северной столице.

В ночь с 16 на 17 августа 2022 года сотрудники управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области провели обыски дома у Сергея Харлашкина и Вячеслава Урусова. Обыски были также у их родственников и в офисах компаний, сотрудники которых могут быть причастны к делу о хищениях.

Ссылаясь на материалы СКР, «Коммерсантъ» уточняет, что Харлашкин и Урусов, «зная о неудовлетворительном финансовом положении ОАО «Метрострой», явно выходя за пределы своих полномочий и в нарушение соглашения о банковской гарантии, в 2019 – 2020 годах разрешили этой организации использовать полученные по государственному контракту авансовые платежи на погашение долгов перед сторонними организациями».

Под «неудовлетворительным финансовым положением» подрядчика подземки следователи, видимо, имеют в виду процедуру банкротства «Метростроя»: в 2019 году с заявлением о его несостоятельности в петербургский арбитраж обратилась Федеральная налоговая служба. В 2020 году в отношении компании была введена процедура наблюдения, в 2021-м – конкурсное производство. В октябре 2021 года собрание кредиторов предприятия приняло решение о том, чтобы запретить ему хозяйственную деятельность.

В декабре 2019 года в Петербурге был задержан бывший гендиректор и совладелец «Метростроя» Николай Александров. Сейчас он находится под подпиской о невыезде, являясь фигурантом расследования хищений в общей сложности 331 млн рублей при строительстве метро в Петербурге.