Рабочая группа ЦБ по выработке подходов к досудебному (внесудебному) урегулированию споров с участием потребителей финансовых услуг, не подлежащих рассмотрению финансовым уполномоченным, одобрила Стандарт защиты прав и интересов заемщиков – физлиц при урегулировании задолженности по кредитным договорам, заключенным в не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности целях.
По мнению Центробанка, стандартизация отношений в рамках урегулирования задолженности по кредитным договорам и внедрение социально ответственных норм поведения для их участников способны оказать положительный эффект на рынок потребительского кредитования в целом.
«Часто бывает, что заемщик имеет потребительский кредит в том банке, где он получает зарплату, а ипотеку — в другом банке, аккредитованном застройщиком. В случае финансовых сложностей человек обычно старается платить по ипотеке, а по потребительскому кредиту может допускать просрочку. При этом кредиторы или не знают друг о друге, или не полностью доверяют друг другу и не могут договориться о временном совместном снижении платежей, чтобы заемщик мог обслуживать оба кредита. Один из банков взыскивает долг через суд и иногда это приводит к тому, что заемщик теряет жилье и становится банкротом. Применение стандарта позволит решать эту проблему на условиях, приемлемых для всех сторон», – отметили в ЦБ.
Теперь заемщик, столкнувшийся с потерей работы, длительной болезнью и другими сложностями, сможет обратиться в один из банков с заявлением о комплексном урегулировании задолженности.
«В нем он укажет другие банки, которые выдали ему кредиты. Эти банки смогут или самостоятельно взаимодействовать друг с другом в рамках стандарта, или назначить один из банков оператором, который возьмет на себя задачу по реструктуризации всех кредитов заемщика», - пояснили в Банке России.
Стандарт защиты прав и интересов заемщиков – физлиц также содержит перечень сложных жизненных ситуаций, при которых рекомендуется проводить реструктуризацию, и список подтверждающих документов.
В Центробанке пояснили, что соблюдение стандарта на первом этапе будет добровольным, чтобы наработать достаточную практику применения и при необходимости уточнить его текст. Кредиторы, которые решат к нему присоединиться, разместят все необходимые инструкции для заемщиков на своих сайтах.