Спрос на премиальное жилье, в отличие от эконом-класса, растет, причем в элитный сегмент приходят новые инвесторы: это медиа-персоны, блогеры, сотрудники IT-компаний. В открытую продажу VIP-жилье обычно не поступает.

Один из главных трендов в сегменте недвижимости с чеком свыше 100 млн рублей — появление состоятельных покупателей, которых эксперты условно называют людьми с «новыми» деньгами, рассказали участники форума «Недвижимость-2024», организованного «Коммерсантом».

К этой категории клиентов генеральный директор компании Vipflat Леонид Рысев относит, в частности, медийных персон, блогеров, представителей IT-проектов, стартапов. Кроме того, в элитное жилье инвестируют предприниматели, занятые в сегментах управления недвижимостью, химическим производством, морскими перевозками, а также топ-менеджеры структур «Газпрома». Это те, кто в последние годы получил больше возможностей улучшить свое материальное положение.

«Например, у нас совершила покупку недвижимости на 80 млн девушка-блогер. Оказывается, когда тысяча человек платят тебе тысячу рублей за три часа марафона — это миллион рублей», — отметил Леонид Рысев.

По его оценке, большинство сделок в последние два года — инвестиционные. Причем состоятельные клиенты стали чаще использовать ипотеку, так как процентная ставка на долгий срок финансово выгодна.

Руководитель направления клиентского опыта Группы RBI Вера Сережина выделяет несколько категорий покупателей жилья, в зависимости от цели вложений:

персона под условным названием «начало новой жизни» — это те, кто совершает покупку квартиры впервые, в основном они нацелены на жилье комфорт-класса;

«семейное гнездо» — люди в этой категории, очень тщательно выбирают объект, рассматривая его как место, где они будут растить детей;

«положение обязывает» — покупатели статусной недвижимости;

«уверенность в будущем» — эти клиенты приобретают жилье с целью сохранить деньги или передать недвижимость детям;

«умные инвестиции» — сюда относятся те, кто вкладывается в первые месяцы продаж или на самом старте с расчетом эту недвижимость потом продать;

«доход без хлопот» — покупатели апартаментов, которые получают стабильный доход от сдачи недвижимости.

По подсчетам Веры Сережиной, в 2023 году больше всего покупателей было в категории «семейное гнездо»: 31,4% по вложениям и 27,7% по количеству сделок. На втором месте — «умные инвестиции» (29,1% и 24,6%). На третьем месте — «начало новой жизни» (19,6% и 18,6%).

Еще одно наблюдение участников рынка: цены на премиальную недвижимость, как правило, публично не объявляются.

«Сегодня квартиры в новых проектах элитной недвижимости находятся, как правило, в закрытой продаже. Цена на крупные лоты всегда условно договорная. Застройщики начинают делать скидки, которые могут достигать 5–25%. Еще три года назад этого не было», — констатирует исполнительный директор «МК Элит» Антон Беляков.

Эксперты отмечают, что, в отличие от категорий «эконом» и «комфорт», в элитной не наблюдается падения спроса. Дмитрий Титов, президент группы компаний «Мир квартир», признается: он не ожидал, что спрос на дорогое жилье будет таким высоким, как в последние годы.

«Рынок «элитки» очень живой. Мы думали, будет гораздо сложнее. Но, на удивление, денег в стране, мне кажется, прибавилось. И желающих приобретать недвижимость в связи с последними событиями стало больше. Цены становятся бессовестно высокими. На всё: на то, что начинает строиться, на то, что уже построено, на отремонтированные объекты. Но это не останавливает клиентов», — резюмирует Дмитрий Титов.