Марина Илларионова возглавляла исполнительную дирекцию Межпромбанка. По требованию АСВ она привлечена к субсидиарке на 68,5 млрд рублей за нанесение банку ущерба, который привел его к краху в 2010 году.

Арбитражный суд Москвы признал несостоятельной и ввел процедуру реструктуризации долгов в отношении бывшего председателя исполнительной дирекции Межпромбанка Марины Илларионовой. Инициатором банкротства было Агентство по страхованию вкладов (АСВ) — конкурсный управляющий ЗАО «Международный промышленный банк» (Межпромбанк), признанного банкротом в 2010 году. Размер установленных требований банка к Марине Илларионовой составляет около 68,5 млрд рублей, сообщает АСВ (А40-218742/2022).

Основанием для подачи заявления о банкротстве Илларионовой стало решение суда 2015 года, когда он по просьбе Межпромбанка привлек к субсидиарной ответственности нескольких бывших руководителей банка. Так, с конечного бенефициара Межпромбанка Сергея Пугачева суд взыскал более 75,64 млрд рублей, в том числе солидарно с трех лиц, занимавших пост председателя исполнительной дирекции банка, взыскано: с Марины Илларионовой — 68,48 млрд рублей, с Александра Диденко и Алексея Злобина — 7,16 млрд рублей.

АСВ считает, что именно действия этих лиц, особенно Пугачева и Илларионовой, привели к ухудшению финансового положения и банкротству банка. «Основной причиной недостаточности стоимости имущества банка для удовлетворения требований кредиторов… являлось наличие на его балансе невозвратной необеспеченной ссудной задолженности заемщиков в общем размере 125 018 675 000 рублей», — говорится в определении суда о привлечении Илларионовой к ответственности.

В документе рассказывается, как именно Пугачев с Илларионовой нанесли вред банку. Например, 65 заемщиков, которые получили в банке кредиты на 68,48 млрд рублей, подписали 130 договоров залога, предоставив в качестве обеспечения по кредитам акции ЗАО «Енисейская промышленная компания» и «ОПК Майнинг Лтд.». Но за два месяца до отзыва у Межпромбанка лицензии Илларионова по указанию Пугачева подписала соглашения о расторжении договоров залога. Пугачев мотивировал это распоряжением тем, что компаниям необходимо получить кредит банка ВТБ, а для этого нужно избавиться от обременения.

ВТБ денег так и не дал, но и залоговые соглашения тоже не были восстановлены. В результате Межпромбанк не смог возместить нанесенный ему топ-менеджерами ущерб по формированию ссудной задолженности, так как ему не на что было обратить взыскание: акций в залоге уже не было. Похожую схему Сергей Пугачев воплотил и в случае с Диденко и Злобиным, говорится в судебном акте о субсидиарной ответственности этих лиц.

Марина Илларионова «не представила доказательства удовлетворения требований конкурсного кредитора на дату заседания арбитражного суда», что дало основание признать ее несостоятельной, говорится в определении суда.

ЗАО «Международный промышленный банк» на 76% принадлежало Сергею Пугачеву, на 24% — менеджменту. В 2010 году ЦБ РФ лишил МПБ лицензии, в том же году банк обанкротился (А40-119763/10). Ущерб, нанесенный кредиторам Межпромбанка в результате его банкротства, оценивался в 80 млрд рублей. В реестр требований кредиторов включено 72,5 млрд рублей, погашено на данный момент менее 3,4 млрд рублей.