Суды установили, что гендиректор компании не передал документы арбитражному управляющему, совершил сделки по выводу активов и нарушил обязанность по инициированию банкротства. А мажоритарный акционер не проследил за гендиректором.

Арбитражный суд Поволжского округа оставил в силе акты нижестоящих судов о привлечении гендиректора и основного акционера АО «Запприкаспийгеофизика» к субсидиарной ответственности по долгам компании. Размер ответственности будет определен после окончания расчетов банкрота с кредиторами.

О компании: АО «Запприкаспийгеофизика» (Волгоград) проработало на рынке геофизических услуг почти 50 лет. Специализировалось на сейсморазведочных работах любой сложности в разнообразных географических и геологических условиях. В 2017 году выручка превысила 1,45 млрд рублей, но уже в 2018 году рухнула до 256 млн рублей (а убыток вырос с 20 млн до 230 млн рублей). По мнению издания Правда УрФО, «Запприкаспийгеофизика» была аффилирована со структурами арестованного по делу о хищении у банка «Югра» 7,5 млрд рублей бизнесмена Алексея Хотина.

О банкротстве: в июне 2019 года суд по заявлению ООО «Бурнефть» признал АО «Запприкаспийгеофизика» банкротом и ввел конкурсное производство. 

О субсидиарке: в декабре 2020 года конкурсный управляющий АО «Запприкаспийгеофизика» Кирилл Рычков подал в суд заявление о привлечении экс-гендиректора компании Андрея Кузнецова и владельца компании ООО «Геонефтегазинвест» к субсидиарной ответственности. 

Доводы КУ: свои требования конкурсный управляющий АО «Запприкаспийгеофизика» основал на положениях статей 61.11 и 61.12 закона о банкротстве и мотивировал:

неисполнением контролирующим должника лицом (гендиректором) обязанности по передаче документации должника (пп., 2,4 п. 2 ст. 61.11 закона о банкротстве),

причинением существенного вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения контролирующими должника лицами (КДЛ) сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 закона о банкротстве (пп. 1, п. 2, ст. 61.11 закона о банкротстве),

нарушением срока подачи заявления о признании должника банкротом (ст. 61.12 закона о банкротстве).

Суд первой инстанции удовлетворил заявление конкурсного управляющего. Суд исходил из доказанности:

наличия предусмотренных ст. 61.11 и 61.12 закона о банкротстве оснований для привлечения к субсидиарке Андрея Кузнецова;

наличия предусмотренных ст. 61.11 закона о банкротстве оснований для привлечения к субсидиарке ООО «Геонефтегазинвест».

Суд установил, что Кузнецов не передал конкурсному управляющему документацию, что не позволило управляющему оспорить сделки АО «Запприкаспийгеофизика» и пополнить конкурсную массу должника. При этом суд указал, что правонарушение Андрея Кузнецова как КДЛ выражается не в том, что он не передал документацию должника конкурсному управляющему в полном объеме, а в его противоправных деяниях, повлекших банкротство подконтрольного им лица и, как следствие, невозможность погашения требований кредиторов.

Также суд проанализировал сделки АО «Запприкаспийгеофизика» и сделал вывод о том, что действия Андрея Кузнецова по заключению и исполнению спорных сделок были направлены на искусственное увеличение кредиторской задолженности и вывод активов должника. При этом суд отклонил довод Кузнецова о том, что некоторые сделки тот не подписывал и не мог подписать с учетом, что он стал руководителем компании после заключения сделок. «Данные сделки исполнялись в момент, когда Кузнецов А.А. уже являлся руководителем организации, то есть непосредственно ответчиком принималось решение по исполнению указанных сделок, и невыгодность сделки определяется на момент ее совершения», – подчеркнул суд.

Наконец, суд пришел к выводу о неисполнении Андреем Кузнецовым обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом в связи с наличием признаков неплатежеспособности. 

Что касается ООО «Геонефтегазинвест», то, по мнению суда, эта компания как мажоритарный акционер не выполнила обязанность по контролю за деятельностью АО «Запприкаспийгеофизика». «Действуя добросовестно и разумно, ООО «Геонефтегаизинвест» обязано было знать о вышеуказанных совершенных сделках, принять решение о незаключении, расторжении или оспаривании данных договоров», – подчеркнул суд.

Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили определение Арбитражного суда Волгоградской области в силе.

Итог: суды установили факт наличия причинно-следственной связи между несостоятельностью АО «Запприкаспийгеофизика» и действиями (бездействием) контролирующих должника лиц, что является основанием для привлечения Андрея Кузнецова и ООО «Геонефтегаизинвест» к субсидиарной ответственности по обязательства должника. Размер субсидиарной ответственности КДЛ будет определен после окончания расчетов с кредиторами.