Осужденный формально создал свою финансовую несостоятельность перед кредитором, чем причинил кредитору крупный ущерб.

Третий кассационный суд общей юрисдикции оставил в силе вынесенный в апреле 2022 года приговор Костомукшского городского суда Республики Карелия и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Карелия (текстом приговора в своем Telegram-канале поделился председатель Банкротного клуба Олег Зайцев).

Суд приговорил гражданина России Б.И. к двум годам лишения свободы со штрафом в размере 50 тыс. рублей по ч. 1 ст. 318 УК РФ и ст. 197 УК РФ. По данным статистики Судебного департамента при Верховном суде, это первый пример применения ст. 197 УК РФ (фиктивное банкротство) с 2014 года, отметил Олег Зайцев. Назначенное наказание в виде лишения свободы суд постановил считать условным, с испытательным сроком в 3 года.

Б.И. был признан виновным:

в применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

в фиктивном банкротстве в период с 23 марта 2018 года по 25 сентября 2020 года.

Кассация указала, что выводы о виновности осужденного в совершении преступлений подтверждаются совокупностью собранных и всесторонне исследованных доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам совершенных преступлений.

В части фиктивного банкротства суд пришел к выводу, что Б.И., формально создав свою финансовую несостоятельность перед кредитором, обратился с заявлением в Арбитражный суд о признании его банкротом, указав несоответствующие действительности основания такого обращения, что повлекло причинение кредитору крупного ущерба, чем совершил фиктивное банкротство.

«До обращения Б.И. в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве, тот имел возможность полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о чем свидетельствовал анализ его финансового состояния, выполненный финансовым управляющим по результатам процедуры реализации имущества должника в связи с выявлением сделок по отчуждению имущества на сумму, значительно превышающую размер задолженности перед кредитором. Таким образом, Б.И. осознавал заведомую ложность объявления о своей несостоятельности» – отметил кассационный суд.

При этом суд учел показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, а также заявление финансового управляющего и его показаниями в качестве свидетеля. В феврале 2020 года суд ввел по заявлению Б.И. процедуру реализации имущества. В реестр было включено требование ООО «Инфогрупп» в сумме 5,3 млн рублей. Вынося приговор, суд учел:

анализ финансового состояния Б.И.,

исследовал копии документов по передачи имущества, прав на имущества, доли в уставном капитале родственникам Б.И.;

исследовал сведения о движении денежных средств по счетам Б.И.;

исследовал уведомление о публикации сведений о банкротстве, заключение финансового управляющего по результатам проверки финансовой деятельности Б.И.,

ряд других доказательств.

При этом суд не установил оснований для оговора осужденного потерпевшими и свидетелями.