Покупателем стал тверской предприниматель Николай Зайцев, он был единственным участником торгов и приобрел лот в интересах ООО «Энгельсский металл», следует из сообщения на Федресурсе. Начальная цена лота составляла 288,3 млн рублей. «Энгельсский металл» занимается сбором и торговлей лома черных и цветных металлов, а также проводит демонтаж зданий и сооружений. ИП Зайцев Николай Кириллович, зарегистрированное в Твери 14 марта 2022 года, отмечает издание «Военное обозрение».
АО «9 Центральный автомобильный ремонтный завод» (9-й ЦАРЗ) создано в 2009 году на базе советского завода, который был открыт в 1942 году. Завод специализировался на капремонте военное техники, он входит в состав ГК «Ростех». Мощности 9-го ЦАРЗ размещались на двух площадках — в городе Энгельс Саратовской области и в Самаре. Проданные активы в Энгельсе представляли собой расположенные на участке в 20 га 88 зданий и сооружений: цеха, склады, административные помещения и т. д., а также транспортные средства и оборудование. Площадь зданий — около 100 тыс. кв. м. Филиал в Самаре занимает два участка — 4 га и 8 га, площадь зданий также около 100 тыс. кв. м.
Энгельсскую площадку пытались продать неоднократно, но покупателей она не привлекала. На последние несостоявшиеся торги (в октябре 2022 года) лот был также выставлен за 288,3 млн рублей, писал портал PROбанкротство. В августе того же года актив предлагали за 320,3 млн рублей.
С момента создания 9-й ЦАРЗ только дважды отчитался о получении прибыли: в 2010 году (49,7 млн рублей) и в 2015 году (26,1 млн рублей). Остальные годы завод закончил с убытком, который в 2018 году достиг 246,7 млн рублей, превысив выручку предприятия, составившую лишь 103,4 млн рублей. В марте 2019 года Арбитражный суд Саратовской области признал завод банкротом по требованию конкурсного кредитора — «Саратовской областной организации Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России» (А57-28663/2017). В отношении 9-го ЦАРЗ было введено конкурсное производство, требования кредиторов составляют около 1 млрд рублей.
Проблемы завода были связаны с высокой степенью износа оборудования, из-за чего он не мог конкурировать с другими компаниями, которые также предлагали услуги по ремонту спецтехники. Например, в начале 2010-х этот рынок стал активно осваивать КамАЗ, отобравший у 9-го ЦАРЗ крупных заказчиков, в том числе военных.
В 2019 году были обнародованы результаты инвентаризации имущества банкрота: его оценили в 891,5 млн рублей, в то время как по итогам 2017 года (в этом году началась процедура банкротства завода) оценка составляла 1,3 млрд рублей. Куда пропали 183,2 млн рублей дебиторской задолженности и 441 млн рублей запасов, руководство 9-го ЦАРЗ ответить не смогло, писали СМИ.
В конце 2022 года бывший директор 9-го ЦАРЗ Александр Шинкаренко обращался за поддержкой инициативы сохранения завода к гендиректору АО «НПО «Высокоточные комплексы» Олегу Рязанцеву. «Высокоточные комплексы» в составе Ростеха отвечают за консолидацию научно-технического потенциала оборонных предприятий. Шинкаренко заявил, что 9-й ЦАРЗ в короткое время можно реанимировать и возобновить на нем производство, но потребуются государственные финансовые вливания. Однако инициативу Шинкаренко власти не поддержали. В ноябре перспективы возобновления производства на заводе обсуждали глава Ростеха Сергей Чемезов и спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин. Но и эта встреча не стала поводом для отмены продажи предприятия.