К концу 2024 года площадь фулфилмент-центров (логистический центр хранения, комплектации, упаковки, маркировки и доставки покупателю оплаченных товаров) в России составит более 8,6 млн кв. метров. Это на 65% больше, чем в начале года, подсчитали в консалтинговой компании CORE.XP.
При этом площадь региональных фулфилмент-центров вырастет вдвое, до 5,2 млн «квадратов», а в Москве и Московской области будет сосредоточено 3,4 млн кв. метров такой недвижимости.
Главная движущая сила развития этого формата — рост онлайн-торговли и маркетплейсов, говорят в CORE.XP.
По оценке агентства BusinesStat, за период с 2018-го по 2022 год включительно рынок фулфилмента в России вырос более чем в четыре раза: с 12,9 млрд до 52,7 млрд рублей. Особенно активно он набирал обороты в период пандемии коронавируса, так как многие россияне вместо походов в магазины стали заказывать товары онлайн.
Введенные в 2022 году санкции не помешали развитию этой тенденции.
«Ряд иностранных операторов фулфилмента, в том числе крупных, ушли с российского рынка. Но их доли были быстро замещены отечественными компаниями», — отмечают в BusinesStat.
В прошлом году российские потребители оставили на маркетплейсах в 1,5 раза больше денег, чем годом ранее, констатировали аналитики Tinkoff Data.
Онлайн-торговля обеспечивает клиентам широкий выбор, качественные товары, быструю доставку, возможность заказать сопутствующие услуги, поясняет Антон Сиземин, руководитель управления привлечения и развития ключевых клиентов маркетплейса СберМегаМаркет.
«Это стимулирует маркетплейсы развивать свой продукт, вкладываться в инфраструктуру, что драйвит и без того развитый по мировым меркам российский e-commerce», — говорит он.
Наиболее заметный тренд сейчас — развитие фулфилментов в регионах, считает генеральный директор фулфилмент-оператора TEAM DEEM Дарья Татаринова. Основная масса таких логистических центров сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому сейчас логистика работает по схеме «центр — регионы».
«Если бы сети фулфилментов уже были развиты, то сейчас доставка была бы значительно быстрее», — говорит Дарья Татаринова.
Процесс выхода в регионы активизировался в последние пару лет, отмечает Василий Григорьев, директор отдела исследований рынка CORE.XP.
«Если еще в 2020 году на долю московских фулфилмент-центров приходилось 74% всего объема, то в конце 2023 года она снизилась до 54%. В 2024 году это соотношение впервые изменится в пользу регионов, чья доля достигнет 60%», — прогнозирует Василий Григорьев.