В России растет популярность водных развлечений, но неравномерно с точки зрения разных форматов. Так, в стране действует около 50 термальных комплексов (совокупная площадь 300 тыс. кв. метров) и 100 аквапарков (135 млн кв. метров). При этом с 2020 года число терм увеличилось более чем втрое (на 215%), а аквапарков — лишь на 14%, отмечают в консалтинговой компании NF Group. При этом аквапарки присутствуют в 45 регионах страны, а термы — только в 23, что подчеркивает значительный потенциал для дальнейшего развития этого сегмента.
Рынок термальных комплексов находится пока на начальном этапе развития, но у него по сравнению с аквапарками больший потенциал. Эксперты объясняют это развитием внутреннего туризма и популярности городского отдыха. Люди предпочитают курорты, на которых можно провести выходные, не уезжая из России, или вовсе в границах своего города.
С этими особенностями связана и разница в распределении объектов разных форматов по территории страны. Если аквапарки преимущественно размещаются в городах с численностью населения менее 1 млн человек, то термы — в основном в мегаполисах: на них приходится 70% мест дислокации терм. Аквапарки это чаще всего сезонные объекты, более зависимые от климатических условий, а термальные комплексы — круглогодичные, поэтому они практически не ограничены в выборе локации.
«На этапе строительства с планируемым открытием в течение ближайших трех лет в настоящее время находится больше терм, чем аквапарков. Это связано с более низкими инвестиционными затратами и сокращенными сроками окупаемости терм, которые сейчас составляют от двух до пяти лет. В отличие от аквапарков, термы требуют меньше вложений в дорогостоящее оборудование, такое как водные горки, а также имеют меньшие операционные расходы», — поясняет Ольга Широкова, партнера, регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group.