Morgan Stanley в 2012 году кредитовал на 73 млн долларов кипрскую «Астрахань ойл корпорейшн лимитед», бенефициара Южной нефтяной компании (ЮНК). ЮНК обанкротилась, и банк попытался взыскать долг через продажу ее акций.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд отказал банку Morgan Stanley, который просил продать третьему лицу 100% долей ООО «НК Энергия», принадлежащих кипрской «Астрахань ойл корпорейшн лимитед». Таким образом апелляция подтвердила решения нижестоящих инстанций, принятые в 2022 году по иску банка (А06-12410/2018).

Речь идет о споре, связанном с двумя кредитными линиями на 73 млн долларов, которые банк в 2012 году выдал «Астрахань ойл корпорейшн лимитед» под залог 100% долей ООО «Астрахань-нефть», пишет «Интерфакс». «Астрахань ойл корпорейшн лимитед» через «НК Энергия» владеет этим пакетом «Астрахань-нефти», а ей, в свою очередь, принадлежит 49,51% акций АО «Южная нефтяная компания» (ЮНК).

Из-за банкротства ЮНК и разгорелся этот судебный спор. Когда в феврале 2017 года суд признал ЮНК банкротом и ввел конкурсное производство (А06-1229/2016), то Morgan Stanley подал заявление о включении в реестр требований на общую сумму 5,25 млрд рублей. На тот момент это составляло 92,74% голосов по реестру, сейчас размер реестра требований кредиторов к ЮНК – 9 млрд рублей. Суд сначала включил требования банка в реестр, но в январе 2018-го апелляция отменила это решение.

Тогда банк предложил «НК Энергия» продать 100% долю «Астрахань-нефти» и из вырученных денег оплатить обязательства, обеспеченные залогом. Но суд установил, что кредитные деньги были направлены на разработку Верблюжьего месторождения с объемом извлекаемых запасов нефти 51,974 млн тонн. А это месторождение имеет стратегическое значение для обеспечения обороны России и для ее безопасности. Если бы банк получил компанию «Астрахань-нефть», то это означало бы, что иностранный собственник будет распоряжаться 100% долей стратегического предприятия РФ. Такие сделки запрещены законом, отметил суд.

Кроме того, по распоряжению правительства от 5 марта 2022 года №430-р Великобритания и Кипр были включены в перечень «недружественных стран», поэтому до конца года с их представителями ними нельзя проводить сделки. Эти аргументы и послужили основанием для отказа в удовлетворении требований Morgan Stanley.