НАО «Гранд Экспресс» и гособъединение «Белорусская железная дорога» были партнерами в инвестпроекте по созданию в Могилевской области (Белоруссия) ЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод».

Арбитражный суд Москвы включил в реестр требований кредиторов российского НАО «Гранд Экспресс» требования Минюста Белоруссии в размере порядка 878 млн рублей, рассказал «Интерфакс».

«Признать обоснованным и включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование Республики Беларусь в лице Министерства юстиции в размере 877 млн 726 тыс. 404,77 руб. основного долга», – говорится в решении суда, которое опубликовано в картотеке арбитражных дел.

Арбитражный суд города Москвы в июне 2024 г. ввел в отношении НАО «Гранд Экспресс» процедуру наблюдения. А 15 июля в суд поступило заявление Республики Белоруссия в лице Минюста о включении в третью очередь реестра требований кредиторов НАО долга в размере порядка 10,323 млн долларов.

При этом в 2018 г. НАО «Гранд Экспресс» инициировало арбитражное разбирательство в соответствии с арбитражными правилами дополнительной процедуры (ICSID Additional Facility Arbitration Rules 2006) путем подачи иска к Белоруссии о взыскании 234,1 млн долларов или альтернативно 146,3 млн долларов в качестве убытков в связи с предполагаемыми нарушениями республикой своих международно-правовых обязательств о защите иностранных инвестиций. Требования компании касались реализации инвестпроекта по созданию и деятельности совместного ЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод» (акционерами ОВЗ выступали «Гранд Экспресс» и гособъединение «Белорусская железная дорога»).

Международное арбитражное разбирательство проходило в Женеве (Швейцария) и длилось с 2018 по 2024 г. В январе 2024 г. арбитраж (трибунал) «установил отсутствие компетенции по ряду требований НАО «Гранд Экспресс» к республике, а остальные требования признал не подлежащими рассмотрению и защите в международном арбитраже по причине реализации НАО и связанными с ним лицами мошеннической схемы по выводу активов из ОВЗ», указано в материалах дела.

Арбитраж (трибунал) постановил взыскать с НАО «Гранд Экспресс» в пользу Белоруссии расходы в размере 10,15 млн долларов, а также проценты по ставке 8% годовых с ежегодной капитализацией, подлежащие начислению через 60 дней после вынесения решения и до полной оплаты. Должник добровольно не исполнил данное решение.

С учетом того, что в сентябре 2024 г. в пользу Министерства спорта и туризма Белоруссии в качестве «суммы исполнения перед кредитором» было передано имущество НАО «Гранд Экспресс» на сумму, эквивалентную порядка 38,5 млн российских рублей, в настоящее время задолженность перед кредитором составляет 877,7 млн рублей, решил суд.

Возражая против требования, временный управляющий и должник ссылались, в частности, на то, что:

– признание и приведение в исполнение иностранного арбитражного решения на территории Российской Федерации приведет к нарушению публичного порядка РФ;

– иностранное арбитражное решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением и не подпадающему под его условия, а также содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения;

– сумма основного долга в действительности меньше заявленной.

Суд эти доводы отклонил и признал обоснованными требования Минюста Белоруссии.

НАО «Гранд Экспресс» и правительство Белоруссии в 2008 году подписали инвестдоговор о строительстве завода по выпуску железнодорожных вагонов и танк-контейнеров на базе Осиповичского вагонного депо. Для реализации проекта было создано совместное ЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», в котором 76% акций принадлежали российской компании, а 24% – «Белорусской железной дороге». Стоимость проекта оценивалась в 160 млн долларов. Проектная мощность ОВЗ составляла 2,5 тыс. грузовых вагонов и 2 тыс. танк-контейнеров в год.

В 2011 г. к финансированию проекта подключился Евразийский банк развития (ЕАБР), выделивший совместному предприятию на 8 лет кредитную линию в размере 63,5 млн долларов под гарантию правительства Белоруссии.

ОВЗ был построен и запущен в 2013 г., но не вышел на проектные мощности, впоследствии в отношении предприятия была запущена процедура банкротства. В белорусских СМИ со ссылкой на антикризисного управляющего сообщалось, что основной причиной банкротства предприятия стало снижение объемов грузоперевозок по стране и за ее пределами и спроса на выпускаемую продукцию. Это привело к неспособности завода рассчитаться по кредитным обязательствам и повлекло за собой отчуждение имущества, необходимого для производства.

Обязательства ОВЗ перед ЕАБР исполнял Минфин Белоруссии, под гарантии которого был привлечен кредит ЕАБР. Затем белорусская сторона для покрытия расходов выставила претензии ОВЗ. Судебный исполнитель организовал торги, по результатам которых большую часть имущества завода приобрело Могилевское отделение БелЖД. В ноябре 2016 г. Экономический суд Могилевской области в отношении ОВЗ возбудил производство по делу об экономической несостоятельности. В марте 2017 г. по решению суда ОВЗ было признано банкротом, в отношении должника было открыто ликвидационное производство.