Предлагаемый Минэкономразвития порядок выбора кандидатуры АУ фактически направлен на ограничение количества процедур банкротства, в которых может принять участие АУ, а не на оценку эффективности их работы.

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ направила в Минэкономразвития РФ отрицательное мнение по проекту постановления Правительства РФ, предусматривающего автоматизацию отбора арбитражных управляющих на основе балльной системы из регистра АУ, который создается на базе сервисов ФНС.

По мнению зампредседателя Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Александра Селиванова, проект нуждается в существенной доработке с учетом позиции представителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО АУ).

В частности, Александр Селиванов отметил, что сейчас СРО АУ выполняют основную функцию по контролю за деятельностью арбитражных управляющих, осуществляя допуск в профессию и неся соответствующие субсидиарные риски в связи с некачественным выполнением членами СРО их полномочий.

Однако, согласно проекту МЭР, CPO может не участвовать в случайном выборе кандидатуры и не представлять уполномоченному органу сведения о соответствии арбитражного управляющего требованиям закона о банкротстве. Данное обстоятельство не позволит CPO АУ выполнять в полной мере возложенные на них государством функции и повлечет необоснованные издержки СРО, считают в ТПП.

Кроме этого, предусмотренная проектом постановления балльная система оценки и выбора арбитражных управляющих представляется сложной и длительной, основанной на математических формулах, которые принимают во внимание показатели, не позволяющие объективно оценить эффективность проведения процедуры банкротства и не учитывающие профессиональные качества арбитражных управляющих.

Показатели для начисления баллов (срок проведения процедуры, повышение цены на имущество на торгах, средний процент погашения включенных в реестр требований кредиторов и др.) в проекте постановления во многом зависят не от качества работы АУ, а от действий третьих лиц и обстоятельств. Это может привести к недобросовестной конкуренции, когда наиболее профессиональные и опытные арбитражные управляющие на сложнейших процедурах банкротства не смогут конкурировать с АУ, которые работают с должниками без имущества и не имеют должного опыта в инфраструктурных процедурах банкротства.

В ТПП считают, что предлагаемый порядок выбора кандидатуры арбитражного управляющего фактически направлен на ограничение количества процедур банкротства, в которых может принять участие АУ, а не на оценку эффективности их работы.

Также, по мнению Александра Селиванова, проект правил выбора не учитывает специфику должника, предусмотренную законом о банкротстве. Так, при утверждении АУ для ведения процедуры банкротства застройщика необходимо наличие у него аккредитации в Фонде развития территорий. Для ведения процедуры банкротства финансовой организации требуется соответствующая аккредитация в ЦБ РФ. Для ведения процедуры банкротства стратегических предприятий и организаций установлены дополнительные требования к кандидатуре АУ, являющиеся обязательными при утверждении судом кандидатуры арбитражного управляющего. Такие дополнительные требования проектом не учитываются.

История вопроса

Как сообщал портал PROбанкротство в октябре 2023 года, Министерство экономического развития РФ подготовило проект постановления правительства об апробации предложенных еще в рамках отложенной реформы института банкротства подходов к отбору арбитражных управляющих. Внедрить новации планируется в дела о банкротстве, которые инициирует Федеральная налоговая служба.

МЭР предлагает автоматизировать отбор арбитражных управляющих на основе балльной системы из регистра АУ, который создается на базе сервисов ФНС. СРО арбитражных управляющих будут направлять в него заявки и данные о балльных оценках результативности каждого из АУ и самой СРО. При отборе сначала исключаются заявки от СРО с баллами ниже среднего, затем по тому же принципу — заявки самих АУ, а победитель же определяется случайным выбором из оставшихся. Если он откажется от дела, процедура запускается заново — до пяти раз. После этого дело получает первый из предложивших свою кандидатуру арбитражных управляющих. Расчет баллов также регламентирован.

В налоговой службе считают, что система рейтинга позволит уйти от неэффективности и нарушений АУ в банкротстве. С ее помощью в делах о долгах перед бюджетом появятся не случайные, а эффективные управляющие. Чтобы набрать нужные баллы, достаточно быть добросовестным и не допускать нарушений закона.

Напомним, как сообщал портал PROбанкротство, ранее ФНС составила рейтинг арбитражных управляющих и СРО АУ за 2020 — 2022 годы. В тройке лидеров СРО АУ — САУ «Авангард», Союз «СРО АУ Северо-Запада» и НП СРО АУ «Развитие». Тройку лидеров среди АУ возглавили Виктор Плесовских, Андрей Телешинин и Роман Синченко.