В 2021 году Верховный суд РФ (ВС) дал разъяснения о том, в каких случаях можно изымать единственное жилье у должников. В соответствии с этим правилом, включать единственное жилье в конкурсную массу можно не только в случае, когда должник манипулирует нормами закона. ВС считает, что продать такую недвижимость можно, если ее характеристики и рыночная стоимость существенно выше необходимого минимума.
Новое разъяснение ВС касается изъятия арестованной недвижимости, оно понадобились в ходе рассмотрения жалобы на приговор по делу о мошенничестве с грантом и субсидиями Министерства сельского хозяйства Челябинской области, сообщает РБК. Минсельхоз выдал предпринимателю Салиджанову М. А. финансовую помощь на развитие сельского хозяйства: 1,46 млн рублей в виде гранта и 12,76 млн рублей в виде субсидий.
Эти деньги Салиджанов похитил, а не использовал по назначению, установил суд. Коллега Салиджанова — Шередега Т. П. — была зарегистрирована как индивидуальный предприниматель, но сама никакой деятельности не вела, говорится в определении Судебной коллегии по уголовным делам ВС. Салиджанов «фиктивно оформил на нее крестьянско-фермерское хозяйство, подписывал у нее документы, забрал полученные в качестве гранта денежные средства», говорится в материалах дела.
Суд взыскал с Шередеги и Салиджанова солидарно в пользу челябинского Минсельхоза в качестве возмещения причиненного материального ущерба 5,83 млн рублей, а с Салиджанова еще и 7,83 млн рублей. Судебная коллегия согласилась с тем, что такое наказание справедливо. А вот решения в части обращения взыскания на арестованное имущество Салиджанова в виде одной четвертой доли однокомнатной квартиры коллегия посчитала нужным отменить.
ВС отметил, что обращение взыскания на имущество, находящееся под арестом, возможно лишь на стадии исполнительного производства. При этом адвокат осужденного указал, что данное имущество является единственным пригодным для постоянного проживания жилым помещением. Это означает, что такое имущество обладает исполнительским иммунитетом, то есть на него невозможно обратить взыскание.