С развитием технологий электронная коммерция стала набирать популярность. При этом наиболее широкое распространение получили маркетплейсы (с англ. — «рыночная площадь»), которые представляют собой онлайн-платформы для торговли и являются связующим звеном для продавцов и покупателей. Преимущества такой формы реализации имущества (товаров, услуг) очевидны: возможность удаленного приобретения, агрегирование большого количества предложений в одном месте, обширная география продаж, экономия времени, удобство в использовании. Перечень положительных аспектов довольно внушителен.
Именно возрастающая популярность маркетплейсов обусловила их активное распространение в разных сферах.
Так как своя конкуренция существует также и у торговых площадок, выделяться среди участников рынка можно за счет новых предложений, в том числе благодаря внедрению актуальных тенденций и продуктов.
К одному из таких предложений, которое было разработано электронной торговой площадкой ЦДТ (Центр дистанционных торгов), относится сбор продавцом ценовых предложений о приобретении имущества (функционал маркетплейса) «Единый Информатор».
По статистике, залоговые кредиторы после реализации предмета залога удовлетворяют свои требования на минимальную сумму, около 6%
На это есть много причин, начиная с того, что в среднем активы при банкротстве продаются дешевле рыночной стоимости, и заканчивая тем, что на банкротство иногда выходят и те, у кого в принципе нет активов на продажу. Активы, которые выходят на продажу на торгах, требуют особого внимания, в том числе адекватной рыночной оценки, привлекательной упаковки предложения, продвижения по целевой аудитории. Это достигается за счет современных методов.
Функционал маркетплейса «Единый Информатор» обеспечивает потенциальному покупателю не только существенную экономию времени и сил — не нужно искать имущество по разным площадкам, сайтам банков и другим сервисам, но и возможность предложить свою цену продавцу. В таком случае формирование стоимости будет осуществляться не только на основании данных компетентных источников, например, оценочной организации, но также и в результате непосредственного анализа продавцом рынка с упрощением самой процедуры. Стоимость по отчету об оценке может составить одну цифру, при этом участники рынка (в том числе те, кто занимается приобретением и реализацией имущества на профессиональной основе) не будут заинтересованы в его покупке либо будут готовы его приобрести по стоимости на несколько порядков ниже, чем в отчете об оценке.
Подобная опция позволяет:
Минимизировать временные затраты на реализацию имущества.
Упростить процесс реализации имущества.
Заранее оценить перспективы продажи, стоимость имущества и наличие интереса у потенциальных приобретателей (отсутствие ценовых предложений является «сигналом» для продавца об отсутствии востребованности имущества).
Отойти от установленной оценочной стоимости.
В качестве примера приведенной процедуры можно привести размещение ПАО Банк «ФК Открытие» на платформе ЦДТ предложения о реализации прав (требований) к Александру Блюмкину, основателю и совладельцу публичной компании Petroteq Energy inc. Уступка прав (требований) происходит в формате сбора ценовых предложений.
Подробная информация о процедуре представлена на сайте ЦДТ, ей присвоен номер CDTRF22002SC. Сведения о реализации дебиторской задолженности ПАО Банк «ФК Открытие» также содержатся в разделе «Новости» от 28 декабря 2022 года.
Особенности процедуры:
заказчиком проведения процедуры выступил ПАО Банк «ФК Открытие», организатором — ЦДТ;
с более подробной информацией о реализуемом имуществе можно было ознакомиться посредством направления запроса по электронному адресу, указанному в извещении о сборе предложений;
подача заявок осуществлялась через платформу ЦДТ в интервале с 27 декабря 2022 года по 16 января 2023 года;
в случае подачи нескольких предложений к рассмотрению принималась заявка с наибольшей ценой и более коротким сроком оплаты;
рассмотрение заявок и подведение итогов процедуры производились 19 января 2023 года;
был установлен определенный порядок подачи заявок, предусмотрены сведения, которые должны были быть предоставлены потенциальным покупателем (подробная информация содержалась в извещении о сборе предложений);
представление дополнительных документов к заявке осуществлялось в электронной форме;
отсутствовала начальная продажная цена;
в разделе «Дополнительные сведения» отмечалось, что сбор предложений не является объявлением о проведении торгов или приглашением принять участие в торгах, а также не является офертой или приглашением делать оферты, положения ст. 437, 447–449 Гражданского кодекса РФ к проводимому отбору не применялись. Проведение сбора предложений не являлось ведением переговоров в контексте ст. 434.1 Гражданского кодекса РФ;
продавец по своему усмотрению имел право отказаться от принятия любого или всех поступивших предложений участников;
повторного проведения процедуры не было предусмотрено.
Особенности процедуры сбора предложений говорят о том, что предложенная ЦДТ опция по своей сути является уникальной и не распространенной на рынке среди торговых площадок.
Особый спрос на такую услугу будет наблюдаться у кредитных организаций, например, в части продажи непрофильных активов или дебиторской задолженности.
Возможности банков на маркетплейсе
Главная и основная возможность — это создание брендированной витрины банка. На этой витрине будет размещено все имущество, реализуемое банком, и разделено по категориям. То есть покупатели находят нужные лоты конкретно среди имущества банка.
Возможности брендированной витрины:
Полная информация об имуществе (презентации, фото- и видеоматериалы, документы).
Аналитическая информация о действиях интересантов по лоту.
Разные варианты размещения информации.
Имущество становится востребованным среди покупателей, так как получило предварительную оценку банком.
Реклама услуг банка.
Новая возможность, которая была реализована проектом «Единый Информатор» по инициативе Сбербанка, — это сбор ценовых предложений или возможность предложить свою цену за имущество.
Несмотря на длительное осуществление ЦДТ деятельности на рынке, предлагаемые услуги постоянно модернизируются, появляются новые продукты, отвечающие интересам как продавцов, так и покупателей. К одному из таких новых продуктов можно отнести и внедрение процедуры по отбору предложений (функционала маркетплейса), реализующего потенциал для дальнейшего развития торгов и уже пользующегося спросом среди участников профессионального сообщества.