Сегодня важно придать новый импульс экономической политике государства, восстановить дефицит рабочих кадров и выстроить отраслевую модель подготовки, синхронизированную с запросами нового финансового рынка в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях.
Амнистия позволит высвободить трудовые и финансовые резервы, а также поддержать предпринимательскую инициативу. Амнистированный бизнес должен осознавать значимость «второго шанса» и в краткосрочной перспективе приложить усилия для достижение глобальных целей: поддержание отечественной экономики, развитие импортозамещения, новых технологий и производств.
Положительно оценивая саму инициативу, мы выступаем за более комплексный и всесторонний подход. Постановление об объявлении амнистии может действительно иметь большое значение, если реальные предприниматели, обладающие знаниями, умением смогут включиться в процесс создания новых рабочих мест, инновационных разработок и т.д.
Предложенный проект № 888312-8 практически не затронет большую часть реальных субъектов предпринимательской деятельности. Под амнистию не попали квалифицированные налоговые составы. Что касается квалифицированного мошенничества, попадающая под амнистию сумма хищения менее 250 тыс. руб. не значительна в рамках бизнеса и подразумевает, в основном, мелких мошенников, физлиц. Реальный бизнес чаще привлекается по ч. 3-4 ст. 159 УК РФ (в крупном размере – от 250 тыс. руб., в особо крупном – от 1 млн. руб.), которые в постановление об амнистии не вошли. Также стоит учитывать и то, что размер ущерба устанавливается нередко с нарушениями и не учитываются все поставленные товары, выполненные работы, что приводит к завышению суммы. Одновременно необходимо говорить и о недостаточном внимании к доказыванию умысла, который, по сути, и разграничивает гражданско-правовые и уголовно-правовые отношения. Поэтому исключать хищения в крупном или особо крупном размере приведет к тому, что акт амнистии просто не затронет предпринимателей, активность которых важна для страны. Здесь можно подумать над дополнительными критериями, чтобы амнистия не спровоцировала криминальную активность профессиональных мошенников, которые создавали компании исключительно для преступной деятельности, как это может быть в случае создания различных финансовых пирамид или сбора денежных средств под видом строительства. Но при этом не так уж единичны и случаи, когда уголовно-правовые механизмы использовались для оказания давления на настоящих или бывших контрагентов или партнеров, при этом квалифицировались деяния далеко не всегда по ч. 5-7 ст. 159 УК РФ.
Сложность формирования и реализации постановления об амнистии заключается в том, что учет субъектов предпринимательской деятельности не ведется должным образом. Это, в свою очередь, обусловлено отсутствием в уголовном законодательстве четкого определения таких лиц. Истолкование нормы ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ не дает всестороннего представления, так как в этом случае не попадут под амнистию собственники бизнеса и учредители.
Поэтому приходится признать, что предложенная редакция может привести к тому, что формально амнистия будет проведена, а поставленные цели достигнуты не будут.
Важно рассмотреть вариант проекта, предложенный «Деловой Россией». Он включает хищения, не сопряженные с насильственными составами, как, например, «резиновая» ст. 159 УК РФ, ст. 160 УК РФ, квалифицированные налоговые составы, а также иные статьи, которые часто вменяются бизнесу в связи с переводом гражданских или административных нарушений в уголовно-правовую плоскость.
Предложенная сегодня редакция постановления об амнистии может решить точечные проблемы в краткосрочной перспективе, но кардинальном образом вряд ли существенно повлияет на экономическую ситуацию. При долгосрочном планировании важно комплексно подходить к вопросу и в рамках уголовно-правовой политики системно заниматься организацией защиты прав предпринимателей.