В соответствии с правовой позицией КС РФ, изложенной в Постановлении от 19.12.2005 №12-П и Определении от 03.07.2014 № 1552-О, АУ обладают особым публично-правовым статусом, что обуславливает право законодателя предъявлять к ним специальные требования.

Суды при утверждении арбитражных управляющим в процедурах банкротства проверяют, отвечают ли кандидаты требованиям, установленным в ст. 20 и 20.2. Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также — закон о банкротстве, ЗоБ), а также отвечают ли они дополнительным требованиям (при их наличии).

Требования для определения статуса арбитражного управляющего

Закон о банкротстве, определяя статус арбитражного управляющего, устанавливает следующие требования для его получения (ст. 2, 20 ЗоБ):

гражданство Российской Федерации;

членство в одной из саморегулируемых организаций (далее также — СРО) арбитражных управляющих.

Данные требования также продублированы в ст. 2 закона о банкротстве, которая определяет основные понятия, используемые в законе о банкротстве.

Законодатель предусмотрел в законе как обязательные условия членства в СРО арбитражных управляющих (пп. 2–3 ст. 20 закона о банкротстве), так и предоставил СРО право устанавливать дополнительные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего (п. 4 ст. 20 закона о банкротстве).

К числу обязательных условий членства в СРО относятся:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года (если более продолжительные сроки не утверждены СРО);

сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности / заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;

отсутствие в течение трех лет до дня представления в СРО заявления о вступлении в члены СРО факта исключения из числа членов СРО арбитражных управляющих в связи с нарушением законодательства, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный СРО срок или носящим неустранимый характер;

наличие договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным ст. 24.1 закона о банкротстве;

внесение членом СРО установленных ею взносов.

Таким образом, лицам, участвующим в деле о банкротстве, при проверке кандидата на соответствие положениям ст. 20 закона о банкротстве рекомендуется:

1

проверить членство кандидата в СРО арбитражных управляющих (на сайтах всех СРО опубликован список их членов);

2

проверить информацию о заключении кандидатом необходимого договора страхования ответственности, а также о заключении арбитражным управляющим впоследствии дополнительного договора обязательного страхования (при необходимости).

Институт страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков в рамках дела о банкротстве обеспечивает защиту имущественных прав и интересов не только лиц, участвующих в деле о банкротстве, но и иных лиц (выгодоприобретателей), потерпевших от действий арбитражного управляющего.

Ст. 24.1. закона о банкротстве регулирует, что арбитражный управляющий обязан застраховать свою ответственность за причинение убытков в рамках дел о банкротстве в страховой организации, аккредитованной СРО, на срок не менее одного года с условием о его возобновлении на тот же срок. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования составляет 10 миллионов рублей в год.

При этом законодатель устанавливает требование в виде необходимости заключения дополнительного договора обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего в случаях его утверждения в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, когда балансовая стоимость активов должника на последнюю отчетную дату перед введением соответствующей процедуры превышает определенные в ст. 24.1. закона о банкротстве размеры. Данный фактор является дополнительной гарантией возмещения убытков, причиненных лицам, участвующим в деле о банкротстве, а также иным лицам, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим обязанностей, возложенных на него в деле о банкротстве.

Законодатель предоставляет арбитражным управляющим десять дней с даты утверждения арбитражного управляющего в соответствующей процедуре банкротства для заключения дополнительного договора страхования. В случае невыполнения данного императивного требования суды признают бездействие арбитражных управляющих по незаключению соответствующего договора незаконным [например, Определение Верховного суда РФ от 12.01.2022 № 306-ЭС21-16451(4) по делу № А12-46439/2019].

Следует учитывать, что одной из дополнительных гарантий защиты имущественных интересов арбитражного управляющего выступает признаваемое судебной практикой право арбитражного управляющего заявить возражения об отсутствии необходимости заключения договора дополнительного страхования ответственности ввиду явного несоответствия балансовой стоимости активов должника их реальной стоимости (например, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2021 № 306-ЭС21-10251).

Требования для утверждения арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве

Общие требования для утверждения арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве регламентированы положениями ст. 20.2. закона о банкротстве. 

Критерии, препятствующие утверждению кандидата в качестве АУ

Законодатель устанавливает критерии, препятствующие утверждению кандидата в качестве арбитражного управляющего в рамках дела о банкротстве (ст. 20.2. ЗоБ):

заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам.
При этом стороне, возражающей против утверждения конкретной кандидатуры арбитражного управляющего, достаточно подтвердить существенные и обоснованные сомнения в независимости управляющего, иными словами, зародить у суда разумные подозрения относительно приемлемости названной кандидатуры (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 26.08.2020 № 308-ЭС-2721 по делу № А53-30443/2016);

неполное возмещение убытков, причиненных должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве (факт причинения убытков должен быть установлен вступившим в законную силу решением суда);

введение в отношении кандидатуры арбитражного управляющего процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

дисквалификация или лишение права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

отсутствие заключенных в соответствии с требованиями закона о банкротстве договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

отсутствие допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения судом арбитражного управляющего;

наличие вступившего в законную силу судебного акта об отстранении от исполнения обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, которые повлекли за собой убытки должника или его кредиторов в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Последний критерий применяется, если до даты, предшествующей дате представления в суд кандидатуры арбитражного управляющего, не истек один год с момента вступления в законную силу последнего судебного акта по спору о таком отстранении, за исключением случаев, если данный судебный акт обжалован в суд кассационной инстанции, и по нему судом кассационной инстанции не вынесен судебный акт, либо не истек срок обжалования в суде кассационной инстанции указанного судебного акта.

Дополнительные требования к кандидатуре АУ

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, либо собрание кредиторов вправе выдвигать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. 

При этом должник, например, не наделен правом предъявлять дополнительные требования к арбитражному управляющему (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.08.2017 № Ф03-2716/2017 по делу № А04-8112/2014, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2019 № 09АП-48174/2019 по делу № А40-36972/2018 и др.).

Закон о банкротстве содержит не только исчерпывающий перечень лиц, которые могут устанавливать дополнительные требования к арбитражному управляющему, но и исчерпывающий перечень дополнительных требований (п. 3 ст. 20.2. закона о банкротстве):

наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае выдвижения иных требований к кандидатуре, не предусмотренных законом, они не учитываются судом.

В силу положений п. 5 ст. 45 закона о банкротстве несоответствие арбитражного управляющего требованиям ст. 20.2 закона о банкротстве является основанием для отказа в его утверждении в деле о банкротстве.

В силу абз. 4 п. 1 ст. 145 закона о банкротстве такое несоответствие является основанием для отстранения ранее утвержденного арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Такое регулирование направлено на недопущение ситуации, при которой арбитражным управляющим является лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым законом (абз. 5 п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих»). 

Распространение требований, предъявляемых к руководителям ЮЛ, на АУ

В ходе осуществления ряда процедур банкротства юридического лица полномочия его руководителя возлагаются на арбитражного управляющего. В частности, арбитражный управляющий выполняет функции руководителя юридического лица при утверждении его арбитражным судом в качестве внешнего управляющего при проведении процедуры внешнего управления (ст. 94 закона о банкротстве) либо в качестве конкурсного управляющего при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (ст. 129 закона о банкротстве).

В случае если арбитражный управляющий выполняет функции руководителя юридического лица, на него распространяются все требования, установленные нормативными правовыми актами для руководителя такого должника. Дополнительно законодатель отмечает необходимость для арбитражного управляющего иметь доступ к государственной тайне, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника, если исполнение полномочий руководителя должника связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну.

Специальные требования к арбитражным управляющим для утверждения в процедурах банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц

Следует помнить, что, помимо общего регулирования процедур, применяемых в деле о банкротстве, глава IX устанавливает особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц (например, градообразующих, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, застройщиков и др.). В данной главе могут быть установлены иные требования к арбитражным управляющим, чем в статьях, определяющих общее регулирование процедур банкротства.

Дополнительные требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве градообразующих организаций

Если в рамках дела о банкротстве градообразующих организаций орган местного самоуправления или соответствующий орган исполнительной власти РФ или субъекта РФ предоставил поручительство по обязательствам должника, данные лица вправе определять требования к кандидатуре внешнего управляющего. Каких-либо ограничений к предъявлению дополнительных требований в рассматриваемом случае закон о банкротстве не содержит (ст. 171 ЗоБ).

Дополнительные требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве финансовой организации

В соответствии с положениями ст. 183.25 закона о банкротстве наряду с установленными ст. 20 и 20.2 закона о банкротстве требованиями арбитражный управляющий в деле о банкротстве финансовой организации должен сдать дополнительный экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве соответствующих финансовых организаций, утвержденной Банком России.

В настоящий момент данный вопрос регулируется Указанием Банка России от 25.09.2015 № 3808-У «О программах подготовки арбитражных управляющих в делах о банкротстве отдельных видов финансовых организаций».

В качестве временного или конкурсного управляющего в деле о банкротстве финансовой организации судом НЕ может быть утвержден арбитражный управляющий: 

отстраненный в течение двух последних лет от исполнения возложенных на него обязанностей в связи с их неисполнением или ненадлежащим исполнением;

являвшийся в течение трех последних лет руководителем, заместителем руководителя финансовой организации, у которой была отозвана или аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, за исключением случаев исполнения обязанностей членов временной администрации;

осуществлявший функции единоличного исполнительного органа или входивший в состав коллегиального исполнительного органа финансовой организации при совершении этой организацией нарушений, за которые у нее была отозвана или аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если с даты такого отзыва или аннулирования прошло менее чем три года;

не отвечающий требованиям о сдаче дополнительного экзамена.

Кроме того, в качестве арбитражного управляющего финансовых организаций в принципе не может быть утверждено лицо, входящее в состав временной администрации. 

Дополнительные требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве кредитных организаций

Закон о банкротстве предусматривает две возможности относительно назначения арбитражного управляющего в банкротстве кредитной организации (ст. 189.77 ЗоБ):

1

банкротство кредитной организации, которая имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады;

2

банкротство кредитной организации, которая не имела лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады.

При банкротстве кредитной организации, которая имела лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, конкурсный управляющий в силу закона — Агентство по страхованию вкладов (АСВ); при банкротстве кредитной организации, которая не имела лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, — арбитражные управляющие, соответствующие установленным в законе о банкротстве требованиям и аккредитованные при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

Законом также предусмотрены исключения, когда в банкротстве кредитной организации, у которой не было лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в качестве конкурсного управляющего назначается АСВ:

при непредставлении Банком России в суд для утверждения кандидатуры конкурсного управляющего — физического лица;

в случае освобождения или отстранения конкурсного управляющего — физического лица от исполнения обязанностей конкурсного управляющего;

в банкротстве отсутствующей кредитной организации.

Список арбитражных управляющих, которые аккредитованы при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, опубликован на официальным сайте Банка России.

Обязательными условиями аккредитации при Банке России являются (помимо соответствия общим требованиям к арбитражным управляющим, установленным законом о банкротстве):

1

отсутствие в течение трех лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства РФ о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, не пропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

2

прохождение обучения по утвержденной Банком России программе.

Следует отметить, что Банком России по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций составляет один год.

В случае аннулирования Банком России аккредитации конкурсного управляющего, аккредитованного при Банке России, он отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления Банка России.

Дополнительные требования к арбитражному управляющему для его утверждения в банкротстве стратегического предприятия или организации

В ст. 193 закона о банкротстве установлено, что Правительство Российской Федерации, кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 20.2 закона о банкротстве, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации», устанавливающее в качестве дополнительных требований для кандидатов:

наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее пяти лет, из них не менее одного года стажа руководящей работы;

участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;

наличие высшего юридического или экономического образования или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Установленные данным Постановлением дополнительные требования к арбитражным управляющим стратегических предприятий или организаций являются обязательными, несоответствие которым влечет невозможность утверждения кандидата в качестве арбитражного управляющего или безусловное отстранение от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником вне зависимости от оценки деятельности управляющего в деле о банкротстве (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 30.09.2021 № 308-ЭС21-8991 по делу № А32-4783/2016).

Дополнительные требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве застройщика

В настоящее время арбитражным управляющим в деле о банкротстве застройщика могут быть утверждены (ст. 201.1. ЗоБ) управляющие, которые соответствуют общим требованиям закона о банкротстве и аккредитованы публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» (далее также — Фонд). Фондом ведется список аккредитованных арбитражных управляющих, который подлежит размещению на официальном сайте Фонда.

Следует отметить, что до 01.01.2018 дополнительные требования к арбитражным управляющим в делах о банкротстве застройщика не предъявлялись.

В свою очередь, высокая социальная значимость таких дел о банкротстве, в которых, как правило, на стороне кредиторов участвует значительное количество (от нескольких сотен до нескольких тысяч) граждан — непрофессиональных участников рынка, обусловила внесение изменений в положения закона о банкротстве.

Изменения, которыми введены дополнительные требования к кандидатурам арбитражных управляющих, вступили в силу с 30.09.2018. Следует учитывать, что данные изменения в части дополнительных требований применяются судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 01.01.2018.

Таким образом, в делах о банкротстве застройщиков, которые были возбуждены до 01.01.2018, дополнительные требования к арбитражным управляющим не предъявляются [Определение Верховного суда РФ от 10.12.2019 № 305-ЭС18-2130 (14, 15, 16) по делу № А40-53873/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2020 № Ф05-17985/2017 по делу № А40-216247/2016].

Обязательными условиями аккредитации Фондом (помимо общих требований закона о банкротстве к кандидатурам управляющих) являются:

1

наличие стажа работы на руководящих должностях в организациях, осуществляющих деятельность по организации, осуществлению строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, не менее двух лет либо осуществление обязанностей арбитражного управляющего в процедуре, применяемой в деле о банкротстве застройщика (в отношении не менее двух застройщиков);

2

отсутствие в течение двух лет, предшествующих аккредитации, нарушений законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), приведших к существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы застройщика, не пропорциональному удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие в течение пяти лет до дня подачи заявления об аккредитации случаев отстранения от исполнения обязанностей арбитражного управляющего, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением таких обязанностей;

3

отсутствие привлечения в соответствии со вступившим в законную силу судебным актом к уголовной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство;

4

прохождение обучения по утвержденной Фондом программе.

Следует отметить, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к условиям аккредитации арбитражных управляющих при банкротстве застройщиков.

Срок действия аккредитации арбитражного управляющего в качестве конкурсного управляющего (внешнего управляющего) при банкротстве застройщика составляет три года, данный срок может быть продлен.

В случае аннулирования Фондом такой аккредитации арбитражного управляющего или отказа в продлении срока аккредитации такой арбитражный управляющий отстраняется арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления лица, участвующего в деле о банкротстве. 

Дополнительные требования к арбитражному управляющему в деле о банкротстве участника клиринга и клиента участника клиринга

В банкротстве участников клиринга, являющегося профессиональным участником рынка ценных бумаг, и клиента участника клиринга к арбитражным управляющим предъявляются те же дополнительные требования (ст. 201.16. ЗоБ), что и в банкротстве кредитных организаций.

Для скачивания.pdf

Над материалом работали:

Екатерина Смелкова
старший юрист Юридическая фирма BGP Litigation