Как изменились процессы проведения процедур банкротства благодаря внедрению автоматизированных систем? Какие результаты уже можно измерить?


Не думаю, что внедрение различных программных продуктов оказывает сильное влияние на сам процесс процедуры банкротства юридических лиц. Да, безусловно, есть электронные торги, возможность проведения собраний и комитетов кредиторов, различные программы для оптимизации работы управляющего и т. д. Это все оказывает влияние на удобство работы для управляющего, позволяет делать работу быстрее, но глобально сам процесс не изменился. А вот в процедурах банкротства физических лиц, конечно же, наблюдается огромное влияние подобных систем, о чем и свидетельствует столь быстрое развитие этого рынка.
Какие цифровые инструменты или платформы, разработанные в «Сириусе», вы считаете наиболее успешными и востребованными среди ваших членов?


Основные разделы, которыми активно пользуются наши члены, — это витрина процедур банкротства, подача согласия на процедуру банкротства, размещение отчетов по процедурам в личных кабинетах, оплата членских взносов по картам и переход к взаимодействию с СРО в режиме личного кабинета, что особенно актуально для регионов с большой разницей в часовых поясах. Ну и, конечно же, автоматическое получение судебного акта о назначении на процедуру банкротства сразу после появления его в kad.arbitr.ru в свой личный кабинет удобно всем.
Как реагируют члены СРО на цифровизацию?


Все наши члены знают, куда они вступают, они знают, куда двигается в своем развитии СРО, к чему мы стремимся, и разделяют наши принципы. Поэтому никаких проблем с цифровизацией и внедрением новых сервисов не возникает. Ну и мы стараемся вводить все постепенно, не создавая дополнительной нагрузки для наших членов.
Как автоматизация помогает соблюдать законодательство и повышать прозрачность деятельности арбитражных управляющих?


Самая главная задача, которую решает автоматизация, — это повышение дисциплины в части необходимости своевременного и полного предоставления информации в СРО, понимание управляющими того факта, что вся она будет проверена и проанализирована, что в результате стимулирует их более ответственно относиться к своей работе, а это в итоге снижает риски как для них самих, так и для СРО, кредиторов, страховых компаний.
Какие планы у «Сириуса» по дальнейшей цифровизации? Есть ли проекты, которые вы планируете реализовать в ближайшие годы?


В ближайший год мы планируем запустить взаимодействие со сторонними сервисами, такими как ПАУ, Bankrotech, «Коммерсант». Так, в ближайшее время мы будем позволять нашим членам размещать публикации в «Коммерсанте» через личный кабинет, причем большая часть текста сообщения будет генерироваться автоматически. Получение отчетов от ПАУ избавит наших членов от необходимости присылать их в СРО. Проведение собраний и кредиторов в Bankrotech также освободит управляющих присылать материалы собраний в СРО. А следующим шагом логично должно стать более глубокое интегрирование с ЕФРСБ и автоматическая подача документов в арбитражные суды.
Как цифровизация влияет на вашу конкурентоспособность среди других СРО и способствует повышению репутации организации?


Честно говоря, мы конкуренции с другими СРО, особенно в части цифровизации, вообще не замечаем. А повышению репутации способствует не только цифровизация, но и эффективная работа дисциплинарного комитета, профессиональное участие во всех процессах по жалобам на наших членов. Так, недавно благодаря усилиям наших партнеров из «Скрипты Консалтинг», удалось отменить в Верховном суде взыскание убытков с нашего, к сожалению, уже бывшего члена.
Считаете ли вы текущую методологию ФНС по оценке эффективности деятельности арбитражных управляющих объективной? Что, на ваш взгляд, можно было бы улучшить?


Как и любая методика, созданная ФНС — субъективна. Она была разработана для целей и задач, поставленных уполномоченным органом. А уж насколько они будут достижимы благодаря ей — покажет только время.
Может ли цифровизация процессов в «Сириусе» помочь членам СРО улучшить свои позиции в рейтинге ФНС? Если да, то каким образом?


Конечно. Мы двигаемся со своей стороны в этом вопросе, ФНС — со своей. Но в конечном счете все процессы будут автоматизироваться, идет создание различных big data, использование возможностей которых и будет определять наш рынок банкротства в будущем. Цифровизация процессов точно позволяет обеспечивать эффективное участие в любом рейтинге, будь то методика ФНС или какая-то другая.
Как вы видите взаимодействие цифровых решений «Сириуса» с системой оценки и верификации данных, которую использует ФНС? Возможна ли интеграция этих систем в будущем?


Уже сейчас на нашем втором IT-продукте — агрегаторе «Торги России» есть возможность скачать всю информацию в удобном виде для расчета баллов в части торгов. Для более глубокой интеграции, конечно же, требуется доработка и самой методики рейтингов, в первую очередь исходя из тех возможностей, какие есть сейчас, и желания ФНС делиться своей информацией. Но я думаю, это вопрос времени.
Как «Сириус» и «Торги России» совместно способствуют повышению прозрачности и эффективности процедур банкротства?


Одна из ключевых задач «Торгов России» — создание условий для размещения информации об имуществе банкротов в удобном и доступном для массового пользователя виде, с одной стороны, а с другой — привлечение этого самого пользователя — будущего покупателя имущества с торгов. Если первым портал предоставляет возможности по проведению инвентаризаций, осмотров, размещению лендингов и подготовке презентаций, рекламы, то для вторых — это удобный поиск, индивидуальный подбор, глубокая аналитика и т.д. И, конечно же, членам СРО «Сириус» эти возможности доступны в приоритетном порядке.
Какие цифровые решения, разработанные в «Сириусе», интегрированы в «Торги России» для улучшения пользовательского опыта?


Любые удачные решения, применяемые в одной системе, со временем начинают применяться в другой. Но все-таки это абсолютно разные продукты, с разными задачами и целями.
Каковы планы по дальнейшему развитию и интеграции «Сириуса» и «Торгов России» для улучшения сервисов и услуг?


Я думаю, что основным направлением в ближайшее время будет использование big data, которая есть у «Торгов России», в части проверок деятельности арбитражных управляющих с использованием и обучением нейросетей. Уровень развития программного обеспечения и «Сириуса», и «Торгов России» позволяет это делать уже сейчас — чем мы активно и занимаемся.
Как вы оцениваете текущий уровень цифровизации процедур банкротства в России и какие ключевые достижения можно отметить? Какие направления, на ваш взгляд, требуют наиболее срочного развития?


Все развивается достаточно активно, есть различные программные продукты, есть игроки, которые вкладываются в развитие этого направления. Не надо срочно ничего менять. Эволюционное развитие— самое лучшее и эффективное.
С какими основными вызовами сталкивается отрасль при внедрении цифровых технологий и какие шаги предпринимаются для их преодоления?


Основные вызовы, с которыми мы сталкиваемся, заключаются в отсутствии машиночитаемых документов, нежеланием банков предоставлять информацию по движению по расчетным счетам должников в нормальном виде — это позволит всем участникам рынка не только ускорить развитие цифровых технологий, но и кратно увеличит эффективность проведения самих процедур банкротства.
Как цифровизация влияет на взаимодействие между арбитражными управляющими, кредиторами и должниками и какие преимущества это приносит каждой из сторон?


Цифровизация входит во все сферы нашей жизни, без нее сложно представить уже и нашу отрасль, ее развитие в будущем. Главные преимущества — это, конечно же, доступ к информации всем участникам процесса, ускорение и упрощение всех процессов, увеличение возможностей контроля. Но все это будет иметь сильный эффект при одновременной цифровизации судебного процесса и готовности их программных продуктов к большей открытости и интеграции.